Но мы, как христиане, не можем согласиться с этой точкой зрения вполне и должны стоять на той мысли, что основой нравственных норм являются прямые повеления Бога, которые заложены в СП.
Другая мысль этого времени, сравнительно второстепенная, которая имела больший эффект на современников — это отождествление нравственного и эстетического начала. Это мысль очень рискованная; она плодотворная, было много последователей, на этом отождествлении возникли даже целые течения и, в конечном итоге, романтизм; история этого отождествления идет от XVII до XIX века — полторы сотни лет точно было.
Некоторые деятели новой этики или их последователи и единомышленники сыграли свою заметную роль в истории особого вида религии, которая возникла в Англии — деизма. Деизм переплетается с попытками обосновать этику на новых началах, объяснить её происхождение не так, как её объясняли христиане, а иначе. Деизм является таким типом религиозности, который тоже находится в оппозиции к традиционной религии; так что английская оппозиция традиционной религии высказывается двумя способами: и в этике, и в религии.
17.02.98
Деизм отрицает учение о первородном грехе, об умилостивлении (или искуплении), т.к. чужой грех и чужое искупление (Адама и Христа соответственно) нам зачтены быть не могут. Христос — лишь пример для подражания, а не Искупитель.
Как философия права отвергает божественное основание, как безрелигиозная нравственность отвергает это же, так и философия религии, — деизм, — утверждает, что есть естественная религия. И как нравственная философия считает «нравственное чувство» исходным для нравственности, так и философия религии считает (с нач. XVII в.) основанием религии некое «религиозное чувство».
Такой точке зрения была, естественно, оппозиция со стороны традиционалистов и даже Локка (он говорил, что душа — tabula rasa — и что никаких врожденных идей нет, в т.ч. нет и «религиозного чувства»).
Считается основателем деизма. Основная мысль: в душах всех людей заключается известное количество общих и бесспорных истин, в т.ч. и религиозных (противоположность Локку), и эта религиозная истина является основой религии разума (не исторической религии), а все догматические различия в религиях — это бесполезные и ненужные примеси. Т.е. постулируется естественная религия. Деизм = свободомыслие = естественная религия = религия разума (синонимы). Деизм утверждал выводимость религии из разума.
1. Бытие Божие.
2. Бессмертие души.
3. Необходимость нравственных правил.
Это основные положения религии разума (1 и 2 — главные). Любой человек, задумавшись, может прийти к этим основным истинам. Т.о. эти 2 или 3 истины должны ограничивать нашу религиозную жизнь. Значит, богослужение не нужно, для деистов это не имеет никакого значения.
Toland. Был разработчиком системы деизма. Он уже открыто называл себя «свободомыслящим» («фрифенкинг»), а это — отрицание авторитетов при выработке самостоятельных суждений (в религии).
Латитудинари,рзм (от лат la,tus — «широкий») — утверждение, что все вероисповедные различия не имеют никакого значения; главное — держаться тех основных минимумов, которые характерны для всех религий. В Англии есть сейчас «высокая», «низкая» и «широкая» Церковь.
Государство должно заботиться только о внешней безопасности и благосостоянии общества. Государству не должна быть подконтрольна внутренняя жизнь его членов, а должен быть лишь правовой контроль за внешним поведением граждан, и то только в тех моментах, где это поведение затрагивает интересы других.
Англичане не спешили распространять свои идеи среди всех граждан общества, т.к. понимали, что не все люди могут понять их идеи — например необразованные люди не могут самостоятельно обдумывать многое. Поэтому Толланд не отрицал историческую религию, считая её необходимой для необразованной массы (придавал ей, таким образом, социальную роль).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.