Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 58

Но тогда возникает такая возможность: кого интересует вопрос о происхождении и законосообразном устройстве природного мира, тот эти ответы воспримет как нечто серьезное. А если вопрос о создании мира не интересует человека (сейчас он немногих интересует)? При наличии этих вопросов ответы были в пользу религии, при отсутствии этих вопросов пропадала надобность в религии. Если пропадала надобность в религии, если человека интересует мир как фактически данное, то получается натурализм.

18.3  Натурализм

18.3.1  Бюффо,н (1708-1788)

Для своего времени это чрезвычайно влиятельный человек. У него была «Естественная история» — энциклопедический свод знаний по различным отраслям, которые интересовали интеллигентного человека, и этот труд пользовался колоссальной популярностью. Он упоминает о Боге в своем сочинении, но это упоминание не носит напряженный характер — вялое упоминание — дескать, надо говорить о Боге, но особого значения это не имеет. К тому же, он говорит о Боге в пантеистическом духе, а пантеизм лучше всего выражается формулой: «Deus sive natura» (Спиноза) — отождествление Бога и природы. Всё внимание он уделяет только природе.

Понимание природы. Спиноза толковал Бога как субстанцию природы. Бюффон же рассматривает природу не как субстанцию, а как некую деятельную творческо-рождающую силу. Эта творческо-рождающая сила рассматривается не как механизм, а как организм. Это очень важное понятие, которое очень популярно в XIX-XX веках.

Как получается этот организм? Организмы в природе получаются потому, что в природе есть органические молекулы. В XIX веке открыли клетки, и в этих клетках — аналог органических молекул. Из этих органических молекул возникают все организмы.

Относительно понятия о Боге. Организм всегда рассматривается как автономная система, поэтому, если рассматривать природу с органической т.зр., то отпадает необходимость в Механике, каким рассматривал Бога Ньютон. Это — не часы, которые нуждаются в подзаводке и ремонте; организм себя самообеспечивает, и нужды в Управителе нет. Так что тенденция рассмотрения природы как организма в толковании Бюффона умаляет значение религии (из‑за признания органических молекул).

Все организмы выстраиваются в цепь по степени усложнения. Степень усложнения зависит от влияния внешних обстоятельств. Внешние обстоятельства способствуют тому, что некоторые организмы сложнее других. Эта мысль потом была перенята Лама,рком, а Ламарк считается предшественником Дарвина.

Т.к. в природе есть органические и неорганические молекулы, то возникает вопрос: что первично, а что вторично. Есть два ответа:

1. Первичны неорганические, вторичны органические: органические молекулы есть результат развития неорганических (материалистический ответ).

2. Неорганическое есть результат деградации органического (эта мысль сейчас распространена). Это т.зр. витали,зма. Живое существо потому живое, что там есть жизненное начало, которое надо признавать как первичный элемент, поэтому он не нуждается в объяснении (объяснение и невозможно).

Характеристика системы Бюффона. Она стройная, глубокомысленная, но она оказалась забытой, потому что в этом же направлении тогда развивалась биология, то его мысли просто стали ненужными (ломился в открытую дверь), а у него всё выстраивалось стройно.

18.3.2  Рабине, (1735-1820)

Уже философ, в отличие от Бюффона. Одно из основных его утверждений, которое его прославило как мыслителя: молекулы обладают способностью ощущать. Этот факт является первичным и потому непостижимым — это надо брать как данное и отказаться от его объяснения, потому что всё первичное не объясняется. Если все молекулы ощущают, то получается гелозои,зм (был и в античное время) — оживотворение материи. Это не такая популярная точка зрения, но известная.

Итак, гелозоист и пантеист. Как правило, все приверженцы натурализма склоняются к пантеизму — признаю,т Бога в минимальной степени (в максимальной степени Бог — Личность, отличающаяся от творения и не исчерпывающая Собой всё творение) — всё существующее и Бог по объему одно и то же.