Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 74

Этот материализм высказал себя в систематической форме и даже в доктринёрском тоне (систематизм + назидание) — это так, а не иначе, и даже боевой пафос — материалистический догмат как бы нарочито излагался в задорном виде — один материалистический догмат против спиритуалистического догмата; атеистическое обвинение против религии — против религиозного обвинения в ереси. Это произведение в яркой форме показало, что атеизм психологически намертво связан с материализмом — там, где есть последовательный материализм, там и атеизм. 100% предопределенности тут не должно быть, но фактически это так. Это достаточно последовательно — настоящий материалист должен быть атеистом.

Нисколько не стесняясь, материалистическое мировоззрение представляло себя по всем фронтам открыто в этом произведении.

Онтология

Существует только материя, под материей нужно понимать совокупность атомов. Материя существует с имманентно присущей ей способностью к движению; нельзя считать материю инертной массой, для движения которой необходим какой‑то толчок извне (имеется ввиду Бог). До сих пор это повторяется, что материя и сила неразрывно связаны, и разделять это не надо. Мысль о разделении материи и силы — ложная. Это умно. Некоторые плюсы от такой установки материализм приобретает. Материя сама себя двигает.

Поводом к ложному разделению материи и силы служит видимость покоя. Обычно люди приходят к мысли об инерции материи на основании эмпирически наблюдаемых фактов, что есть состояние покоя: есть движущиеся элементы материи, а есть покоящиеся. Покой объясняется очень просто без отрицания движения у материи — когда на предмет действуют уравновешивающие друг друга движения, действующие в разном направлении, тогда получается эффект покоя. Примеров много: и птица как будто стоит на месте, если сильный поток воздуха бьёт в фронт. Можно положить на руку утюг, и ты сможешь его держать — усилие руки уравновешивает силу тяжести, поэтому состояние покоя, но движение остаётся.

Объяснением состояние покоя действием на предмет двух сил противоположного направления, много достигается — это получается частный случай движения. Если это так, то недвигающихся предметов в природе нет вообще.

Движение бывает трех видов, объясняет Гольбах:

1. Инерция,

2. Притяжение,

3. Отталкивание.

Инерция — это такое состояние предмета, когда тело не изменяет своего состояния без внешнего воздействия — оно или двигается, и, чтобы изменить движение или остановить его, нужно воздействовать на него, или оно не двигается (для эмпирического сознания), и, чтобы оно перемещалось в пространстве, нужно на него воздействие.

Субстратом движения являются атомы. Самого по себе движения нет, это нелепое представление.

Кроме такого разделения движения на 3 вида, в пространственном перемещении атомов можно усмотреть ещё 2 типа перемещения:

1. Перемещение больших и густых комплексов атомов. Это — тела. Мы можем это фиксировать органами внешних чувств, это видимое перемещение атомов в пространстве.

2. Молекулярное передвижение внутри тел. Это невидимое перемещение атомов. На этом невидимом движении атомов Гольбах останавливает своё внимание. Невидимое движение атомов иногда называют органическими, т.к. не в состоянии объяснить их механически; мы различаем неорганические тела и органические, есть органическая и неорганическая химия — так принято. Гольбах утверждает, что на самом деле принципиальной разницы нет, а мы называем органическими те передвижения атомов, которые объяснить механически не можем.

Иногда люди называют невидимые перемещения атомов духовными или душевными или одушевленными(этимологически и принципиально это одно и то же), потому что не видят самого этого движения. На самом деле то, что обычно считают духовной и нравственной сущностью мира и человека, это есть невидимые движения атомов (или молекул), которые происходят в нервах и мозгу. Везде существует только движение атомов, относительного движения сгустков атомов проблем нет — мы их видим, а проблемы возникают тогда, когда сталкиваемся с невидимым движением.