Так что в философском отношении возникла проблема: куда девалась мистическая струя, которая во все средние века никогда не исчезала наглухо, а иногда даже очень ярко себя проявляла (Мейстер Эгкард).
В XVI веке наряду с официальной протестантской ученостью, которая выражалась в том, что обычные христианские положения излагались схоластически, т.е. на основании школкой философии, продолжала существовать и мистическая струя, но уже вне лютеранско-протестантской церкви, а своим ходом; и в средние века мистика держалась в народных массах и лишь иногда в лице незаурядных людей себя выражала книжно. Поэтому там был целый ряд заметных мистиков.
Bцhme. Он исходил не из академических кругов, был простым человеком, знания приобрел самостоятельно, свои книжки ему иногда удавалось напечатать, чем он вызывал бурю возмущения среди профессиональных богословов и философов, ему даже запрещали печататься, но иногда это ему, всё таки, удавалось.
Это чистейший мистик. Официальное учение о Боге его не удовлетворяло (Троица, Богочеловек, Боговоплощение). Все философы, которых не удовлетворяло официальное церковное учение о Боге, были пантеисты, это неизбежно; можно быть либо еретиком, либо пантеистом. Мистик и пантеист почти всегда — одно и то же.
Учение о Боге у него довольно темное, потому что он, как и все мистики, прибегал к аналогиям (т.к. трудно выразить мистическое учение). Первоначально Бог — это некая бездна (Un-grund) — неисследимая пучина, глубина; Своё внимание и Свою волю Богу некуда направить, наконец, Он направляет её на себя, и тут начинаются аналогии, как Бог направляет на Себя внимание, и получается, что Бог раздваивается — здесь это аналогия с зеркалом: смотрит на Себя и видит Себя. Довольно темновато, но мысль тут есть, мы же тоже наблюдаем за собой; когда человек серьезно и спокойно размышляет о себе, у него тоже какое‑то раздвоение получается; сознание человека как бы распадается на две инстанции, и одна часть наблюдает за другой. Более толково и дельно сказать трудно.
Получается некая «трещина в бытии» (метафизика); раздвоение Бога в Самом Себе и является источником всего бытия; надо бы ему тут объяснить происхождение зла (для всех пантеистов это очень сложно). Бёме это сам толком не объяснил, а взял из христианства: свобода является источником зла. К этому объяснению можно придраться, но оно сильное потому, что ничего другого не придумаешь, другие объяснения носят нелепый характер. Вот и вся его метафизика.
Это чистейший пантеизм; школьного учения о творении нет, правда, школьное христианское учение не всех удовлетворяет — что Бог в какой‑то временно,й точке создал действительность; придираются: «А что Он до этого делал»? Поэтому более-менее тонкие мыслители употребляют понятие, что «творение мира — процесс вечный», поэтому всё бытие бесконечно во времени и пространстве (Бруно), это не однократный исторический акт, а целый процесс, который продолжается непрерывно. Это философично и глубоко. Подобные утверждения были и у Бёме. Он, бесспорно, глубокий мыслитель, но когда такая глубина и дерзновенный замысел объяснить всё, то будет много непонятного и темного.
Гносеология Бёме. Он признаёт органы внешних чувств для познания действительности, рассудок для познания рационального мира, и высшая способность — познание души; душа сама возносится к Богу и «схватывает» божественную духовную реальность. Все мистики почти так же утверждают.
С точки зрения школьно-христианской все эти раздвоения неприемлемы, но в немецкой традиции эти мистические утверждения (которые, кстати, были и у Мейстера Эгкарда) никогда не забывались, и повторились в XVIII веке.
1624 год (год смерти Бёме) — время 30‑летней войны в Германии (1618-1648), и эта война нанесла колоссальный урон Германии; во-первых, она была длинная, во-вторых, междоусобная (гражданская), а такие войны бывают особенно опустошительными, так что все силы Германии ушли на это, и даже в государственном отношении Германия потеряла много (она как бы раздвоилась на католическую и протестантскую, князья друг с другом бились и изнурили себя изрядно), потерпела урон торговля, хозяйство и умственная жизнь. В сущности, Германия в первой половине XVII века почти ничего не произвела, в то время как Англия и Франция жили спокойной жизнью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.