Но если серьезно вдуматься в этот идеал, то он носит поверхностный характер. Как представить идиллическую картину? Даже невозможно привести примеры, если только совсем глупые, как Пастораль: пастушки,, пасту,шки розовощекие сидят на коврике, но это глупость. Просто дана картина без подробностей, эта картина будоражит какие-то инфантильные чувства. В молодом человеке это, может быть, и должно осуществиться, а если немолодой человек держится такого идеала, то это нечто подозрительное. Не продумана эта мысль во всей глубине, на что были свои причины, о которых мы ещё поговорим.
Как выйти из создавшегося положения? В своих сочинениях Руссо проводил мысль, что хоть есть идеал естественной жизни, но его не приобретешь и не осуществишь мгновенно - из культурной жизни в дикую мгновенно не перейдешь, поэтому перед ним вставала задача: как выйти из создавшегося положения? Он предлагал: надо придать фактически существующей культурной жизни такое направление, при котором эта жизнь постепенно приблизилась бы к естественному порядку вещей. Т.о. встает задача воспитания человека как индивидуума и как общества. Если мы рассматриваем воспитание человека как индивидуума, то это - педагогика. А если воспитание человеческого общества, то это - политика (учение о государстве или об обществе).
В педагогике Руссо прославился. На педагогические идеи Руссо заметное влияние оказал Локк. Главный принцип этой педагогики - принцип развития природной индивидуальности как телесной, так и умственной. То воспитание, которое сложилось к XVIII веку - это воспитание искусственное, оно подавляло природную потребность телесного движения, например. В умственном отношении это воспитание искажало духовную природу человека - оно требовало подчинить индивидуальность авторитету, при этом воспитание требовало исключительно теоретическое развитие. Сейчас знают, что надо заниматься спортом, физическим развитием, в средние же века бесцельное дрыгание руками-ногами казалось смешным, было немыслимым.
Для нас более интересен характер духовного развития. Вроде был, духовное развитие должно носить теоретический характер, и сейчас можно смело утверждать, что образование и связанное с образованием воспитание должно носить преимущественно теоретический характер, потому что только теоретическое образование можно регламентировать, иногда даже осторожно форсировать, предложить метод, программы. А как можно, например, воспитывать чувства? Сделать это довольно трудно, предложить метод невозможно.
Тем не менее, Руссо стоял на том утверждении, что теоретическое образование должно быть заменено развитием чувства. Удивительно, что сама мысль о развитии чувства не звучит бредом, каждый согласится с этим. Для всех сейчас очевидно, что чувства являются основой характера, темперамента, всей личности человека. Исходя из такой высокой оценки чувства как арматуры, субстрата души, правильно говорят, что надо развивать чувства. Но как это делать? Просто развивать чувства невозможно - нельзя привести детей в аудиторию и сказать: сейчас я буду с вами заниматься развитием чувства. Можно делать какое-то пассивное музыкальное воспитание, слушать, например, музыку, но это просто взбудоражит чувства человека, и всё, поэтому пассивное воспитание невозможно. А активное можно - изучать пение, например. Но это музыкальное образование носит интеллектуальный характер - непременно идет текст, без текста даже невозможно представить пения, а текст интеллектуально напряжен. Развивать чувства вопреки развитию интеллекта невозможно. О т.н. «эстетическом воспитании» много говорят, но никто толком ничего о нем сказать не может. Ходить в музей посмотреть на картины - это обогащает человека, но сказать, что это имело бы большой эффект невозможно - эффект будет в том случае, когда основные стороны души развиты, та же умственная и волевая потребность. Если же последние атрофированы, то от хождения по музеям и филармониям толку не будет. Тем не менее, такая мысль у Руссо есть.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.