Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 69

Центральный вопрос политэкономии: откуда возникают ценности? Торговля ценности не прибавляет: я купил здесь, перепродал там — исходных ценностей нет. Обработка тоже не дает ценностей — в обработке не возникает новой ценностей. Значит, оригинальные ценности поставляет только земледелие — сажаем одно зерно, а вырастает колос: из ничего получается ценность. Физиократы и подчеркивали, что несомненные первичные хозяйственные ценности дает только земледелие (о культурных ценностях здесь нет речи, пока только о хозяйственных), значит, только земледелие должно облагаться налогами (эта мысль для нас менее понятна, но ключевая мысль — серьезная).

Физиократами были Кенэ, (1694-1774), лейб-медик Людовика XV и Тюрго, (1721-1781), одно время был министром. Эти физиократы считаются предшественниками классических политэкономов (Адам Смит, классический политэконом, даже немало взял у физиократов).

18.9  Коммунизм

Англичане говорят об эгоистической основе нравственного поведения, скептики тоже говорят об эгоизме, но уже с другим настроением (люди — дрянные существа, болтают о возвышенных предметах, на самом деле они — пошлые эгоисты). Французская мысль об эгоизме более серьезная, но слово «эгоизм» все время мелькает, и понятие это довольно рискованное, потому что христианство против эгоизма — надо полагать душу свою за друзей своих, а тут воскресает эгоизм даже в наглой вызывающей форме. Но с христианами тогда не особо считались, хотя в народе влияние было сильное, но в том слое общества, в котором наиболее сильные интеллектуалы, христиан не терпят, они не делают там погоды. В группе мыслителей-христиан, которые ополчились против самого понятия об эгоизме, возникли первые коммунисты (не в советском смысле): надо строить общество на новых началах, где не было бы эгоизма. Надо исключить частную собственность, тогда не будет эгоизма, частная собственность — корень всех бед. Когда будет ликвидирована частная собственность, все будут уравнены во владении имуществом. Это и есть основное условие идеального общества, в котором не будет противоречий и страданий, которые можно усмотреть в фактически существующем обществе.

Такие идеи зародились среди аббатов — людей, получавших богословское образование, а то и занимавших какой‑то пост. Значение слова «аббат» не совсем понятно, во всяком случае, это не игумен монастыря, это просто квази-священнослужители — получил образование, ещё не получил сана, но уже аббат (корень — «авва» — «отец»).

Морелли,(Morelly) и Мабли, (Mably) (1709-1785) — равенство всех граждан и общность имущества — это классический коммунизм, как его понимали в XVIII веке. Это — противовес тем теориям, которые брали в качестве исходного положения положение о позволительности и даже необходимости эгоизма, потому что эгоизм является основой общественной активности, а эта активность идет на пользу общества, если не переходит рамки закона. Практически такой коммунизм осуществим, видимо, только насильственно: беднота согласится, а другие не согласятся. Это — утопический идеал дехристианизированных мыслителей.

02.04.98

18.10  Энциклопедисты