Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 72

Раз он встал на эти позиции, то естественно, что рано или поздно он должен был прийти к отрицанию свободы воли и бессмертия души. Раз мир — механизм, работающий целесообразно, вся самостоятельность которого заключается в том, что он сам себя заводит (это метафора, означающая, что мир обладает внутренними ресурсами), почти означает то же самое, что детерминизм. Христианство всегда признавало свободу воли, поэтому тот, кто выступает против христианства, тот в силу последовательности должен отрицать свободу воли и, естественно, бессмертие души. Раз есть склонность к материализму, а материализм — это отрицание души. Раз нет души, то вопрос её бессмертия лишается смысла. К этим положениям он и склонился в конце концов.

Если отрицается бессмертие души, свобода воли и «гипотеза Бога» — это уже в сущности синдром атеизма. Чтобы быть атеистом, надо отрицать эти три положения и больше ничего.

В XVIII веке был очень распространен интерес к психологии, потому что до тех пор была только христианская метафизическая психология (учение о душе) — богословие по сути, что‑то привлекали из Платона и Аристотеля. Когда же появился эмпиризм, стал отправляться от наблюдений (самонаблюдение и косвенные наблюдения за другими). Поэтому интерес к метафизике в те времена просто отождествлялся с интересом просто к науке вообще; некоторые философы-эмпирики пытались толковать психологические реалии физиологически (ассоциационная психология, или «психология — часть физиологии»). К этим же выводам приходил и Дидро и толковал психологию физиологически — отождествлял психологию с физиологией. Эта затея продолжалась очень долго (XVIII-XIX). Если бы психология действительно сводилась на физиологию, это было бы даже хорошо, потому что физиология — наука объективная, в поле зрения физиологии попадают вполне определенные предметы (части тела), стоит только наблюдать за их функциями, и будешь получать объяснения психологических вопросов. Но это не так, и к концу XIX века для серьёзных мыслителей это стало очевидно (для несерьёзных это отождествление работает и сейчас). Связь какая‑то есть, но, во-первых, эта связь не всегда наблюдается, во-вторых, законосообразность этой связи невозможно доказать. Но склонность к отождествлению была, потому что тогда был бы триумф эмпирической науки.

В общем, Дидро уже склоняется в своей философии к радикализму, но к чести Дидро надо сказать, что он никогда (это доказано, и это — общее мнение) не переходил на совсем экстремистские позиции, он никогда не был форменным бесспорным материалистом, он оставался пантеистом, пусть даже натуралистическим; пусть он отказался от «гипотезы Бога», но до конца он никогда не порывал с пантеистической оценкой действительности и никогда, естественно, не был атеистом — это уж точно, хотя точка зрения современного ему атеизма была ему очень хорошо известна.

Дидро призывал человека в своей жизни подчиняться законам природы и влиться в естественный ход вещей. Это напоминает стоицизм — стоики тоже общим требованием для людей предлагали считать жизнь, согласную с природой, подчинение закона природы, это же говорили и древние китайцы — к деистически-стоическому взгляду. Это — не атеизм.

Влияние энциклопедии было колоссальным. Возникает вопрос только: почему было влияние? Ничего нового тут нет, у англичан было много словарей, почему именно этот словарь оказал влияние? Замысел был: это не был деловой словарь какой-нибудь профессии, где бы всё излагалось во всех деталях по конкретной профессии (например, словарь правовых знаний). Вольтер обращался к Дидро и говорил: ваш словарь — вавилонское столпотворение, там всё смешано в кучу, сведения по самым разным областям, одна статья пишется завсегдатаем будуа,ров (видимо, гостиных) — т.е. излагаются сплетни, тут же идет серьезная статья и т.д. Вольтер прав, в этом словаре найдешь всякую всячину, а это именно и нравится людям. Деловой словарь годится для серьезного человека, который имеет строго определенный интерес, а другим этот словарь не будет интересен. В этом же словаре были сведения по самым разнообразным. Итак: