Опираясь на это утверждение, он утверждал, что все переживания связаны с этими чувствования, и утверждается мистицизм: непосредственное познание Бога через внутренние чувствования.
Наблюдается типичная для некоторых мыслителей Западной Европы тенденция: чем ниже ставится рациональное познание и тем самым утверждается рационалистическое познание, то этот сенсуализм иногда (не всегда, потому что у англичан этого нет) связан с мистицизмом. Логика тут есть — если мы против рационализма, то мы хоть отчасти симпатизируем сенсуализмом.
Епископ. Он был ярким антирационалистом, потому что видел в рационализме пустое самообольщение: человек оперирует словами, слова обозначают какие‑то общие понятия, общие понятия оперируют какими‑то реальностями, а далеко не доказано, что эти реальности на самом деле существуют; невозможно опровергнуть номиналистическое утверждение, что нашим словам, которые якобы обозначают некие общие понятия, ничего не соответствует реально. Весь рационализм превращается в некое самообольщение, оперирование тенями, а не реальностями.
Вместе с тем, Пьер Гюйер отрицает и сенсуализм, потому что сенсуализм ведет к материализму. Логически необязательно, чтобы такая связь; если последовательно осуществлять точку зрения сенсуализма, то не придешь к рационализму (Беркли тоже был сенсуалистом — внешние предметы мы превращаем в комплексы ощущений — чистый идеализм, а отправная точка зрения — сенсуализм). Но иногда мыслители английского эмпирического типа, начиная от сенсуализма, склонялись к материализму: Гоббс, на французской почве Гасэнди, (восстановил даже атомизм).
Когда же склоняются к материализму, то, почему‑то всегда склоняются к атеизму — есть психологическая связь — а атеизм неприемлем. Поэтому Гюйер отрицает и сенсуализм, и рационализм, значит, в качестве наиболее ценного авторитета надо взять церковную веру. По такой же модели мыслили иезуиты: употребляли скептицизм против рационализма и сенсуализма и предлагают в качестве авторитета для жизни церковную веру. Ход мысли хороший, тут нет обмана.
Пьер Гюйер свой скептицизм простер даже до того, что подверг сомнению математику — математика неопровержима из‑за своих аксиом; для обычного здравого человека они неопровержимы. Гюйер усмотрел в аксиомах математики произвольное установление, значит, Бог может и изменить Свои произвольные установления и предложить другие. Значит, вполне возможно, что аксиомы будут иными.
Самый знаменитый скептик, классик скептицизма. Из семьи реформаторского пастора, воспринял реформаторскую веру, в молодые годы перешел в католичество, быстро разочаровался в католичестве и опять вернулся в реформаторство. Это особого значения не имеет, но это показывает, что он до конца жизни пронес свою личную веру. Прославился он не своей индивидуальной верой, а умственной деятельностью. Он был разносторонне эрудированный в эпоху, отличавшуюся эрудицией. Среди его писаний у него был «Словарь истории и критики» (2 тома); в умственной жизни всей Западной Европы этот словарь сделал эпоху. Словарь — очень удобная и хорошая форма проявить свои знания — пишешь статьи на разные темы, поэтому полиги,стры (авторы энциклопедического типа) там проявляют эрудицию. Можно сказать, что в этом словаре заключена энциклопедия просвещенческих идей. Лейтмотивом всей его просвещенческой деятельности была мысль о том, что знание разума и откровение религии принципиально противоречат друг другу; религия — не сверхразумна, как говорил Локк, а именно противоразмуна. Иначе сказать, между верой и разумом есть только одно логическое отношение — отношение противоречия. Полемическая задорная установка. Сразу возникает сомнение, так ли это на самом деле. Для французских мыслителей характерна такая полемическая установка — яркое противопоставление — они умеют так утверждать и защищать это утверждение.
Примеры противоречия:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.