Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 57

В пользу того, что нравственные нормы имеют абсолютный характер, Вольтер высказал умозаключение, принадлежащее ему: убеждение в справедливости и несправедливости даются вместе с рождением. А это — моральные суждения. Обычно на это говорят (и Локк мог бы сказать), но душа — это tabula rasa, никаких врожденных идей нет. Вольтер очень остроумно поясняет эту мысль: как вместе с рождением мы получаем физические органы, например, ноги; как ноги, так и наша способность судить о справедливости и несправедливости нуждаются в развитии (ребенок не сразу бегать начинает, и наша способность судить о справедливости и несправедливости тоже нуждается в укреплении и становлении, но это не является опровержением того, что наше суждение носит врожденный характер). Остроумно.

Последний пункт. Вопрос о свободе воли. Вокруг этого вопроса всегда были споры, и никто окончательно победить не может. Вольтер — индетерминист, и не может быть детерминистом, потому что он стоит на нравственной точке зрения, потому что нравственность базируется на нашей ответственности. Если человек не ответственен за свои поступки, то как мы можем судить, нравственный он или не нравственный? Никак. Упал кирпич с высоты и убил человека, что теперь, судить кирпич? Так и человек, если он сплошь детерминирован, то говорить о нравственности нелепо. Но почему‑то в некоторых пособиях по истории философии говорят, что он — детерминист, потому что он, дескать, поддержал точку зрения Лейбница, и детерминизм состоит, якобы, в признании того, что любой наш поступок имеет мотивировку. Это неправильное размышление. Никто не спорит против того, что любой наш поступок имеет мотивировку, но это не имеет никакого отношения к противопоставлению детерминизма и индетерминизма. Если кто‑то думает, что человек свободен тогда, когда осуществляет свои поступки без всякой мотивировки, то это — бессмыслица полная, так и помыслить невозможно. В бытовой жизни немотивированный поступок, если мы не понимаем мотива другого (полусумасшедшего какого-нибудь). В философском же плане немотивированных поступков нет, но свобода или несвобода — это иная проблема. Сам Вольтер предлагал правильное размышление: свобода есть возможность поступать, как мы желаем — мотивировка в желании, а не в том, чтобы хотеть то, чего мы хотим, не возможность просто чего‑то хотеть. Оценка мотивов — это дело нравственное уже: хорошие мотивы, если желаем поступать на благо ближнему, а безнравственный мотив — если желаем поступать во вред ближнему.

Поэтому Вальтер — индетерминист несомненно, потому что он стоит на нравственной точке зрения.

Значение Вольтера колоссально, потому что он обладал легким слогом, много писал, поэтому его влияние на общественную жизнь было широким. Аристократы его любили, предлагали свои поместья — живи, дескать. Прусский король Фридрих Великий, просвещенный человек, тоже приглашал Вольтера. А скверный характер Вольтера позволил ему поссориться и с этим королем. Под Женевой у него было поместье (дача по-нашему). Был необычайно тщеславным человеком. Своё тщеславие он удовлетворил. Его пригласили во Францию, он вернулся в Париж (84 года ему было), и едва ли не от этой славы он и помер — переволновался.

Вольтер — один из мощнейших факторов подготовки революции, которая покончила со средневековым образом жизни во Франции. Его значение гораздо серьезнее, важнее, глубже, чем обычно думают. Он — философский популяризатор в самом серьёзном смысле слова, это не простое перекладывание, а серьезная переработка английских мыслей на французской почве.

24.03.98

У Локка, Ньютона и Вольтера очень важное сочетание двух групп мыслей:

1. комплектующих собой естественно-научное миропонимание;

2. религия (пусть даже в деистическом варианте).

Причем, это сочетание было не механическим, а логическим, потому что соединение религии и естественно-научного миропонимания у них основывалось на мысли о происхождении природы и её механической законосообразности. Как заходил вопрос о Создателе природы, то отвечали: Бог. Кто создатель механической законосообразности (Ньютон)? Бог. Бог — это Механик, Который необходим для того, чтобы поддерживать этот механизм.