Итак, в основе социальной жизни лежит потребность в общении, а в основе морали лежат альтруистические склонности; в противовес эгоистической системе Гоббса, он утверждал, что человек обладает склонностью и к общительности, и к доброжелательности в противовес злобности и эгоизму, чем он оспаривает Гоббса.
Но настоящим корифеем нового обоснования этики является
Shaftesbury. Это внук того Шефтсбери, который покровительствовал Локку. Он считается ключевой фигурой в новой этике XVII века.
Он отвечает на тот же вопрос: как обосновать этику? Христианское обоснование этики ему тоже не подходит; он был очень раздражен против церковного христианства (католицизма), поэтому ему нужно было обосновывать этику не на воле Божией, а не чем‑то другом. Он говорит: добродетели права не основаны ни на чем, они основаны на самом себе, т.е. являются оригинальными элементарными исходными установками человеческой души, они являются самоценностью, поэтому ниоткуда невыводимы. Понятно, что они невыводимы от воли Божией (это было бы уже христианство), они не выводимы (здесь он оспаривает Гоббса) ни из каких физиологических эгоистических побуждений.
При этом, у него есть тонкая мысль — отождествление добродетели и блаженства. Это эллинская мысль, греки были склонны к тому, чтобы отождествлять добродетель и блаженство: когда человек ведет добродетельную жизнь, в этом доброделании имманентно заключено и блаженство — человек получает высшее удовлетворение от осуществления нравственных норм.
В этой мысли есть риск, хотя сама мысль благородная; при популяризации она неизбежно превращается в иную мысль, происходит тонкое, но существенное искажение: что добродетель ведет к блаженству — не отождествляется с блаженством, а ведет к блаженству; т.е. чтобы получить блаженное состояние в душе (спокойное, самоудовлетворение, может быть вид наслаждения, т.е. высшего душевного спокойствия), надо делать добро, а это — эвдемонизм. Но у самого Ш. эллинская мысль проводилась последовательно.
XVI-XVII век — это эпоха Возрождения. Возрождение — это отвержение христианства и возобновление эллинского стиля жизни, значит и возрождение философии; среди античных философов были люди, которые отождествляли красоту и добро, и этой мыслью Ш. был увлечен.
Ш. должен занимать место не столько в истории философии, сколько в истории культуры. Что здесь такого — отождествление красоты и добра? Не совсем понятно, как происходит это отождествление, и зачем оно нужно? А тогда это было, и его называют английским эллином. Потом это явление наблюдалось в XVIII веке в Германии (Гёте), и это сыграло свою большую роль в истории культуры Англии и Германии.
Мысль единства красоты и добра (отождествление эстетики и этики) рискованная; тем не менее, она была у англичан, потом попала к немцам, и на этом отождествлении базировался романтизм, потом его отголоски попали и в Россию; Пушкин и Гоголь тоже на этом отождествлении основывали свое мировосприятие.
Получается, что альтруистические наклонности утверждаются в человеке, но эгоистические никто отрицать не может, они тоже есть, как быть? Ш. утверждает, что нравственность — это гармония эгоистических и общественных мотивов в поведении; эгоистические мотивы тоже нужны для самообеспечения своей жизнедеятельности (хоть минимальные, даже для того, чтобы позаботиться о других, человек должен позаботиться прежде и о себе). Отсюда возникает идеал образованной личности от слова «образ» — такое гармоническое развитие личности, где бы все начала присутствовали в достаточной степени, и ниодно из них не было бы гипертрофировано (чтобы не было ни чрезмерного эгоизма, ни самозабвения).
Идеал образованной личности — это идеал нового времени, потому что в средние века играло роль не образование, а происхождение. Образование интеллектуальное (было и в средние века) и художественное играет роль.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.