Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 31

Итак, это — натурализм, потому что внимание обращается на природу. Натурализм = рационализм, потому что наука требует рационального, а не магического подхода. Связанный с этим рационалистический натурализм, естественно, приводит к некоему оптимизму. Этот оптимизм очень развился в XVIII веке: всё естественное, природное, — оптимально устроено, в то время как искусственное, сделанное человеком, много в себе несет погрешностей, так рассуждали ещё софисты: и юридические законы, и нравственные; а теперь в переиначенном виде эта мысль опять всплыла. Тогда уже становится понятным, что такой человек, как Руссо предпочитал естественное искусственному историческому; для него христианство было изжито, и для мыслителей XVII-XVIII веков в значительной степени это было интенсивно продумано и отброшено, и даже уже в расчет не принималось, потому что та работа, которая в это время проходила в Англии, потом во Франции, была чрезвычайно интенсивной, и выводы делались быстро и продуманно, энергия, с которой осуществлялась тогда умственная работа, была чрезвычайно большой.

24.02.98

13.  Ассоциационная психология

Это детище английской культуры XVII — начала XVIII века сыграло серьезную роль в истории умственной жизни Западной Европы в той струе этой жизни, которая истекала из Англии.

Сам принцип несложный, но его значение надо прочувствовать. Всё началось с механики, она стала основой естественной науки, а в основе механики лежит строгий детерминизм всех событий, которые можно даже просчитать (скорость). Потом этот принцип распространился на всю вселенную (Ньютон). Возник замысел, чтобы распространить принципы неорганической природы и на психический мир. Это — основной принцип ассоциационной психологии.

Всё началось с Гоббса. У него и гносеология, и этика были подчинены одному и тому же методологическому принципу: всё наше знание — совокупность ощущений, а вся наша этика — это комбинация различных эгоистических побуждений, так что любой поступок можно растолковать эгоистически (принцип самосохранения), а всё знание состоит из ощущений.

У Бэкона принцип тот же самый, хотя не в такой яркой форме. В средние века психологией называли христианское учение о душе: дихотомия, трихотомия и учение о душе Аристотеля: растительное, животное, разумное начало в душе, а новая опытная психология, по мнению Бэкона, должна была бы быть механикой представлений (ощущений).

Настолько это стремление вдохновило английских мыслителей, что они, желая распространить принципы механики на внутренний мир, хотели сделать в параллель к естествознанию естественного мира естествознание внутреннего мира. Если бы это было возможно, то для науки это было бы большим достижением, потому что принципы одни и те же, законы одни и те же распространились бы как на внешний мир, так и на внутренний.

Это общие предпосылки.

13.1  Питер Браун (†1735)

Положил начало ассоциационной (опытной) психологии, является зачинателем всего этого направления, хотя слова «ассоциация» у него ещё не было.

Основная мысль. Все, даже самые сложные и отвлеченные продукты человеческого духа суть лишь комбинации и преобразования элементарных чувственных восприятий, т.е. ощущений, вызванных психической законосообразностью.

Не совсем понятно, что такое «психическая законосообразность» — речь идет о каких‑то законах, которые работают внутри душевного мира. Это, отчасти, в духе Локка, который выводил всё содержание душевной жизни из двух источников: внешнего чувства и внутреннего чувства (sensation, reflection), но вопрос вот в чём: каким способом эти элементарные чувственные восприятия соединяются между собой. Локка можно было понять двояким способом:

1. Элементы сами собой механически соединяются в некие комплексы (связи).

2. В соединении ощущений проявляются некие специальные способности души.

По-видимому, Питер Браун держался первого понимания, т.е. мы имеем элементарные ощущения, но они сами собой связываются в некие комплексы. Вместе с тем, Браун обнаружил себя бо,льшим сенсуалистом, чем Локк (Локк — не классический сенсуалист).