В период с 1751 по 1772 год вышло 28 томов «Энциклопедического словаря», а в 1777 вышло 5 дополнительных томов. В 1780 году вышло 2 тома указателя к этому словарю. Энциклопедический словарь стал символом и прямым выражением того набора взглядов, мыслей, сведений, оценок, который характеризовал всю эпоху французского просвещения. Французы не выдумали словари, они издавались и до французов. В частности, поводом для издания этой энциклопедии послужил английский словарь Ефраима Ча,мберса (квакер). Последний словарь был настолько популярным, что испытал 4 издания (1728, 1738, 1741 и 1746 годах). Когда замышлялась французская энциклопедия, то она замышлялась именно как перевод этого словаря. Но авторы замыслили нечто более: «Энциклопедия или систематический словарь наук, искусств и ремесел, выбранный из лучших авторов и особенно из английских словарей, обществом ученых, и расположенный по порядку Дидро, и в отделе математики Д’Аламбе,ром» — замысел дать свод знаний, который бы выражал в наиболее адекватной форме все достижения науки, которые появились к тому времени. Замысел хороший, сейчас это часто делается. Сотрудники: Вольте,р, Руссо,, Монтескье,, Гельве,ций, Дюффо,н, Море,лле и Мабли,, Кондилья,к, Марманте,ль (беллетрист), Тюрго,, Кандерсе,, Го,льбах. Название «энциклопедистов» получили не все сотрудники, а только те, которые были по духу близки тем идеям, которые заключались в этой энциклопедии. Там были сведения по ремеслам, там единодушие не необходимо, но кто был близок к энциклопедическим оценкам ключевых суждений по религии, философии, тот получил название энциклопедиста (Вольтер отошел от энциклопедии и стал впоследствии издавать свой словарь; Руссо после 7‑го тома покинул редакцию и даже стал противником энциклопедии.
Общее направление — эмпиризм, сенсуализм (французская поправка английского эмпиризма), скептицизм. Скептицизм ведет свои корни от Монтене, да и вообще французам в отношении скептицизма не обязательно кому‑то следовать — у них у самих скептический ум. Во всей энциклопедии как основной мотив проявлялась умеренно-осторожная, но последовательная антицерковность по всем пунктам. Умеренная потому, что там была кое‑какая цензура, и как только энциклопедисты стали издавать свои первые тома, церковная власть реагировала очень бурно, церковные писатели пытались даже участвовать там, их не пустили; хотели участвовать в редакции иезуиты, но их тоже не пустили. Там была бурная история с запретами, задержками. В предупреждение таких скандальных нападок или даже запрета позиция была умеренно-осторожная. Тем не менее, позиция была последовательно антицерковная, и в метафизике энциклопедии со временем появилась склонность к материализму, хотя на позиции материализма она не перешла. Материализм и в XVIII веке был символом антицерковности, поэтому он и проявил себя.
Маститый математик. С 7‑го тома (1757) не участвовал. В философии он — последователь Бэ,кона, эмпирик. Немного странно это, потому что уже середина XVIII века, но всё-таки поздний последователь. Последователь Локка (та же линия). Вместе с тем он скептик. По всем тем пунктам, которые выходили за границу опыта, он стоит на скептической точке зрения. Это дельная позиция. Относительно религии он частично соглашается с деизмом. Он утверждает, что общая целесообразность в природе и частная целесообразность в организмах указывает на разумного Творца (телеологическое доказательство бытия Божия). На этом кончилось его согласие с деизмом и религией вообще, и свою апелляцию к телеологическому доказательству он дальше приглушил.
В остальном он — чистый скептик. Утверждает, что сущность вещей принципиально непостижима для нас, и вполне вероятно, что наш ум, опирающийся на чувства, даёт нам сведения о действительности, не имеющие ничего похожего на саму эту действительность. Эту точку зрения он не менял. Главный деятель был Дидро (Diderot), и когда под влиянием Дидро группа авторов от скептической точке зрения склонилась к метафизической, тогда Д’Аламбер ушел из энциклопедии. Если скептик начинает испытывать интерес к метафизике и формулирует какие‑то свои позитивные суждения, то это со скептизицмом не имеет ничего общего. Метафизические рассуждения — рационалистические, поэтому любой метафизик — рационалист и догматик, потому что предлагает позитивные рассуждения, а любой метафизик и догматик сходит с эмпирической и скептической точки зрения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.