Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 73

1. Этот словарь мог удовлетворить самый широкий круг интересов;

2. Благодаря гению Дидро, этот словарь был весь проникнут сведениями, которые имели совершенно определенную антицерковную тенденцию (не в современном смысле — против Бога, а против средневекового мышления); по каким‑то причинам, нам не совсем понятным, бюрократическо-традиционный монархическо-церковный образ жизни был уже невыносим для некоторых интеллектуалов: не для крестьян или ремесленников, а именно для интеллектуалов, для интеллигентной публики. Видимо, это то же самое, что было у нас в России. Для какой‑то значительной части интеллигентной публики старый традиционный стиль жизнь (во всех аспектах: политическом, религиозном), был неприятен, для них была Англия образцовой страной, где есть законы, где все перед законами равны. Этими идеалами одушевлялись корифеи, и это мировоззренческое настроение сумели передать в словаре. Несмотря на то, что высказывания там осуществлялись осторожно, публике была ясна точка зрения авторов, они понимали истинную суть и ухватывали это настроение без всяких затруднений и поддерживали его с большой симпатией. Т.е. эта энциклопедия явилась выражением всего интеллектуального настроения целой эпохи, поэтому был такой колоссальный успех. В Англии было полно словарей, но такого эффекта не было, может быть, в силу характера нации.

Кроме того, один эффект производит тот человек, который говорит собственные мысли и совсем иной эффект производит человек, который передаёт чужие мысли. Второй тип оказывается более эффективен: когда человек передает чужие мысли, у него нет никаких колебаний с выявлений — он её уже знает и только передаёт, и здесь он может во всем блеске своего литературного мастерства выразить эти истины, которые он считает истинами. Другой же не знает, где истина, он формулирует и робеет, не совсем уверен, поэтому часто бывает, что оригинальный мыслитель почти не имеет эффекта, не может воздействовать на публику, ему нужен ещё интерпретатор, чтобы в популярной форме выразить его мысли, тогда его воспримут.

Итак, сыграл свою роль и эффект передачи, популяризации. Можно сказать, что энциклопедия — мастерская гениальная популяризация идей эпохи просвещения.

09.04.98

В группу энциклопедистов входило много мыслителей. Среди этих людей, которые так или иначе имели отношение к энциклопедии, были авторы, которые потом образовали особую группу. Из этой особой группы потом вышло произведение: «Система природы». В группу входили два немца: Го,льбах и Грим.

18.11  Система природы

Гольбах (1723-1789) и Грим (1723-1807)

Holbach. Сами себя они называли «философами», а слово «философ» само по себе ничего не говорит. Была какая‑то комедия, где их в шутку называли философами, а сами они себя всерьёз называли философами. Заводила — Гольбах, но то, что он — главная фигура — не знали. Название произведения длинное: «Система природы или О законах мира физического и мира духовного» — затея была грандиозная. Система природы оказалась замечательным произведением, потому что она считалась библией материализма, в то время как энциклопедия не была материалистической, это была скорее библия натурализма. Авторы поставили задачу — видеть в этом произведении завершение философии, дать окончательные суждения по основным философским вопросам. Появилось это произведение в 1770 году якобы в Лондоне, на самом деле в Амстердаме. Автором назван Мирабо, (секретарь французской Академии, умер в 1760 году). Гадали, кто автор произведения; кто называл Дидро, кто математика Лагра,нша, но в XIX веке выяснили. У Грима была обширная переписка с подробными сведениями обо всём, в т.ч. и об обстоятельствах происхождения «Системы природы», и выяснили, что основным автором был Гольбах. Некоторое участие в работе приняли и Грим, и Дидро, и Лагранш, и некий Нежо,н (о нем нет никаких сведений). Авторов сравнительно немного. Это произведение замечательно тем, что материализм выступил открыто, без всякого прикрытия натурализмом, а разница между ними принципиальная; натурализм даже симпатичная установка, это трезвая, естественная и богатая точка зрения — когда человек желает найти естественные причины для большего количества предметов предметно-чувственного мира, при этом, он может признавать и духовный мир. Материализм же узкая точка зрения и требует определенной последовательности; сказав, что ты — материалист, ты многого уже не можешь говорить.