Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 78

30.04.98

18.12  Руссо, (1712-1778)

Обычно много внимание обращают на его биографию: он был лакеем, учителем музыки, но всё это никакого значения не имеет для истории мысли.

Его роль в XVIII веке, в эпохе Просвещения. Для определения его роли необходимо повторить ту же мысль, которая уже звучала: эпоха Просвещения - это продолжение эпохи Возрождения, поэтому все основные идеи, которые возникли в эпоху Возрождения, работали и в эпоху Просвещения, в частности, основная возрожденческая идея - ценз происхождения был заменен образовательным цензом. Средневековая эпоха, кроме всего прочего, в общественном отношении отличалась кровным аристократизмом - человек происходил из аристократической семьи и уже имел права, соответствующие этому сословию, также и другие сословия обладали такими правами, которые давались рождением (крестьянство, купечество), за исключением духовенства, потому что о кровном происхождении духовенства говорить на Западе нелепо. Сейчас же ценз происхождения был заменен образовательным цензом, отсюда высокое значение образования: интеллектуальное, художественное, техническое, научное образование с эпохи Возрождения было в большом почете, от этого зависел социальный статус человека. Это элементарная мысль по своей простоте, вместе с тем, это коренная мысль, и её надо всё время помнить.

Эпоха Просвещения стоит на этом же принципе, поэтому встает вопрос о сущности образования и культуры вообще. Обыватель и в советское время тоже мог сказать: надо учиться, чтобы приобрести определенный статус, но для обывателя особого значения не имело, чему учиться, как учиться, лишь бы приобрести критерий, который бы объективно свидетельствовал о том, что он получил образование. Это обывательский подход, и в нем есть даже очевидная пошлость. А задуматься о сущности образования, о сущности культуры имеет смысл; этот вопрос возникал перед незаурядными людьми, каковым был и Руссо.

Сущность культуры и образования (потому что образование - это способ приобретения культуры), по Руссо, зловредна. В 1749 или в 1750 какой-то провинциальной Академии наук (Дежо,нской) была предложена тема для рассуждений о влиянии образования и культуры на нравственное состояние общества, и Руссо дал отрицательный ответ. Тема звучала: «Находится ли культурное развитие в прямой связи с нравственным состоянием человека?». Руссо дал парадоксальный ответ, что не стои,т (обычно говорят, что стои,т).

Его точка зрения в зрелые годы (ок. 40) лет была такая: каждый шаг культуры производит очевидный вред.

1. Разделение труда производит неравенство в социальном положении людей.

2. Это неравенство усугубляется неравенством в количестве собственности, что вызывает противоположность между бедными и богатыми.

3. Деление на правящих и подвластных ещё более увеличивает неравенство людей, потому что правящие обладают бо,льшими возможностями для деспотического подавления подданных, которые оказываются беззащитными - тоже неравенство.

Это только 3 шага, и что ни шаг - всё работает в пользу неравенства, а неравенство - очевидное свидетельство зловредности культурного влияния. Т.о. культура приносит вред человеческому обществу, и это для Руссо очевидно.

Культуре Руссо противопоставляет естественное состояние. Это естественное состояние он видит в виде идиллической картины жизни по законам природы без общественной регламентации и связанных с ней различных видов неравенства. Это его коренная мысль.

Если смотреть на этот идеал беллетристически, то это симпатично. Говорят, на него оказали влияние различные робинзонады. Даниэль Де,фо (?), английский писатель (1661-1731) написал «Робинзон Крузо», а это оказалось настолько удачным произведением беллетристики, что вскоре было переведено на все европейские языки, и влияние «Робинзона Крузо» колоссальное, юношество всех поколений всегда с симпатией воспринимает это произведение, потому что там есть замысел: как хороша жизнь по природе. У Майн Рида тоже потом появилась идеализация природной жизни (индейцы, луки), это действует на психику молодых людей.