Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 40

Многие повторяют и сейчас, и в те времена повторяли: если он лбом в стену ткнется, как он будет рассуждать, есть предметно-чувственный мир, или всё это одни грезы? Ответ простой: почувствует ощущение боли, и всё. Так что от формулы, что «мир есть моё представления» не просто отмахнуться. Эту философскую последовательность Беркли признавали даже его противники; в XVIII веке французские просветители (как Дидро) не принимали эту философскую систему, но признавали её безукоризненную логичность, поэтому неопровержимость; а потом продолжали вслед за выдающимися людьми неопровержимость системы Беркли стали признавать и другие люди, которые толком не разбирались в этом, даже у Ленина есть признание того, что субъективный идеализм Беркли неопровержим (просто узнал об этом от других).

«Спиритуализм» — это оценка метафизическая.

«Субъективный идеализм» или «солипсизм» (существую только Я) — это гносеологическая оценка.

Другое дело, что мы можем задать Беркли вопрос: он христианин, как он мог быть исключительно спиритуалистом? Христианину трудно быть метафизическим спиритуализмом, потому что христианство признаёт боговоплощение — даже в Боге две природы: божественная и человеческая (человеческая — телесная). Может быть, Беркли толковал, что божественная природа — это божественная, а человеческая природа — некая психическая. Но это — вычурно, несвойственно христианам.

10.03.98

16.  Давид Юм (1711-1776)

Hume. Значение Юма состоит в том, что он своей философской позицией закончил всё развитие эмпирической линии философии, т.е. все те ресурсы, которые были заложены в этом направлении, он окончательно выразил, тем самым исчерпав всю эту линию. Поэтому его значение колоссально, потому что он является последним звеном в той цепи, которую начал Фрэнсис Бэкон.

Эмпирическая гносеология сенсуалистическая, и сенсуализм можно было понимать по-разному: то ли это только органы внешних чувств, то ли это и некое внутреннее чувство (рефлексия, о которой говорил Локк). Причем, это — сенсуализм в классическом смысле: органы внешних чувств — единственный источник познания. При сенсуалистической ориентации гносеологии оппозиция к рационализму всегда была последовательно осуществлена; умозрение, схоластика отрицалось полностью.

У Юма — то же самое, но Юм окончательно лишил рационалистическую философию всей её основы. Рационалистическая гносеология (и метафизика) всегда опиралась на понятия «субстанция», «атрибуты», «модусы», упрощая: понятия субстанции и акциденции (признаки). Юм добавил к критике рационализма критику основных понятий: «субстанция» и «причина».

«Субстанция». Вся рационалистическая метафизика оперирует этим понятием, его можно назвать основным понятием рационалистической онтологии, какая бы ни была субстанция: духовная, как у пантеистов (Спиноза — основная абсолютная субстанция — Бог) или др. Юм спрашивает: что такое субстанция, если посмотреть на неё с точки зрения сенсуалистической или с точки зрения здравого смысла? Никто никогда не видит никаких субстанций; мы оперируем предметом, которого никто никогда не видел! Это было уже у Беркли («материю никто никогда не видел»), а у Беркли тоже пафос был метафизический, все свои остроумные размышления были направлены против материализма.

Кто‑то скажет: понятие «субстанция» — ложное; спрашивается: как могла получиться ложь? Юм предваряет эти рассуждения о критике понятия «субстанции». Гносеология его простая. Вопреки Локку он, может быть, вернулся к Гоббсу. Механизм нашего познания состоит из двух стадий:

1. Восприятие (impressions);

2. Идеи (ideas).

Под «идеями» англичане понимали всё содержание нашей мыслительной работы. Прежде всего, идеи — это представления — воспоминания о восприятиях. По сути дела, представления — результат различной обработки впечатлений; здесь может работать наша фантазия (можем перекомбинировать элементы восприятия; обычно фантазии относят к художникам, тем не менее, западная мысль оперирует этим понятием как серьезным — это душевная переработка различных восприятий, в том числе и серьезная переработка). У Гоббса было то же самое: есть восприятия, воспоминания о восприятиях (идеи, представления), потом некоторые представления от частого употребления (воспоминания) стираются, и стершиеся представления можно прикладывать к различным предметам, получается заменитель общего представления (или понятия). Юм говорит то же самое, лишь не так прямолинейно.