Бюффон тоже часть молекул признавал органическими, а Рабине признаёт все молекулы ощущающими, т.е. живыми. По сути дела это — универсализация бюффоновской теории органических молекул, т.е. её расширение в объеме до признания одушевленности всей материи: от камня до человека всё одушевлено в разных степенях (количественное различие). Отсюда важное следствие: между телом и душой нет качественного различия — различие только количественное.
В природе существует баланс между телесными и душевными проявлениями. Раз телесные и душевные проявления, в сущности, одушевлены, только в разных степенях, то логично усмотреть между ними явления одного и того же порядка. Сумма тех и других одна и та же: увеличение одних (например, т.н. телесных проявлений) влечет за собой уменьшение других и наоборот: там, где психического больше, материального меньше. Поэтому все организмы, если их рассматривать с этой т.зр., отличаются друг от друга тем, чего в них больше: психического или телесного. Даже между людьми, где т.н. телесного меньше, чем у других организмов, тоже заметна эта зависимость. Мысль тут есть, но малоинтересная по природе, хотя по наблюдательности неплохая: кто ведет духовный образ жизни, склонен уменьшать значение телесной жизни (как христианские аскеты).
Итак, это были приверженцы философского натурализма.
Сведение до минимума интереса к религии и есть признание религии, то только в пантеистическом духе. Всё внимание к предметно-чувственному миру. Для этого типа натурализма интересно утверждение органических молекул или что всё в природе органично. Рабине, в этом отношении предвосхитил многие утверждения немецких философов, которые утверждали то же самое, только в более масштабном виде.
Мы уже упоминали, что, если теряется интерес к вопросу о происхождении и целесообразном устройстве природы, то может быть или органическая т.зр., или материалистическая.
Lamettrie, La Mettrie. Материалистов было много, и вся система природы была материалистична, многие философы были склонны в некоторых вопросах к материализму, и материализмом французских мыслителей не удивишь, но Ламетри был крайним проявлением материалистической т.зр.
Среди специалистов он очень высоко ценится, потому что он последовательный выразитель материализма без всяких компромиссов и темноты, а в истории мысли ценится последовательность.
Как частенько бывает с материалистами, он формулировал свою точку зрения вызывающе, даже как‑то некрасиво, сознательно оскорблял публику своими выводами и склонностью к крайностям, а это действует неприятно, поэтому о нем из‑за этого не упоминали, хотя его формулировки приверженцы материализма брали.
Основные положения:
В гносеологии он держался обывательского рационализма — человеческий разум может вполне познавать мир. Это просто наивное утверждение (так могли говорить советские учителя и политработники). Надо ещё доказать, что разум человека способен познавать мир — в такой постановке вопроса ответ будет интересен. Платон говорил, что человек способен познавать мир и давал целую теорию, почему он способен — это серьезная постановка вопроса. Скептик-номиналист скажет: человек неспособен познавать мир разумом; вся эмпирическая гносеология строится на отрицании способности познавать мир разумом — разум оперирует только словами, а слова — произвольные знаки вещей, и придавать значение самим знакам не надо — это тоже серьезно. А если сказать: «разум способен познавать мир» и поставить точку — никакого анализа, обоснования, то это — обывательская точка зрения, и это даже неинтересно. Интересны другие его мысли.
В сущности то, что он говорит, могли бы говорить и другие люди, если бы до конца продумывали свои мысли и не малодушничали перед попа,ми. Если механическую натурфилософию Декарта продумать до конца, то надо исключить всякую телеологию и свести все движения на один тип движения — толчок и сопротивление — это всё, из чего состоит всякое движение. Если кроме толчка и сопротивления не останется никаких принципов, то останется одна материя и её движение. Достаточно прямолинейно и последовательно рассуждает здесь Ламетри, и нечего не возразить.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.