Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 47

Возвращаемся. И моралисты, и деисты утверждали, что в морали есть исходные элементы, и их нужно считать первичными, а всё остальное — развитие первичных звеньев. Звенья — это идеи, которые заложены в душе. В эстетике моралист Шефтсбери и Гетчесон говорили, что есть такие моральные установки, которые являются исходными. За ними стали повторять, что в эстетике тоже есть исходные эстетические суждения — вкус. Т.е. и эстетика, и мораль приняли это суждение; рассуждая об эстетике, почти никто никогда не сомневался, что человеку присущ эстетический вкус; моралисты говорят: раз в эстетике есть вкус, значит, по аналогии с эстетическим суждением, можно признать и моральный вкус — моральное суждение. При оценке поступков других людей никому в голову не приходит сомневаться в том, что мы оперируем каким‑то суждением и, кстати, верим ему. Почти всякий определит, что морально, что не морально, другое дело, что по отношению к себе этот критерий человек часто не употребляет, предлагая в оправдание своих собственных поступков глупые обоснования, а в отношении к другим мы почти единодушны в суровом ригоризме: «человек плохо поступил»; оценить нравственное качество поступка человека — почти беспроблемное дело. Моралисты и говорили, что это доказывает, что мы обладаем нравственным суждением, совершенно непринужденно им оперируем, и это свидетельствует о том, что оно врождено нам.

Томас Рид (в этом его методологическое преемство) перенес с практической (нравственно-эстетической) области на теоретическую (гносеологическую) область врожденную способность суждения. Это — самое главное, что он сделал; он не выдумал ничего нового, и в этом отношении он последователен. Вот его вклад в историю философии.

Он назвал наше врожденное знание «common sense» — «общее смысл», «общее чувство», «здравый смысл». Имеется ввиду наше обычное сознание, которое естественно приходит к каким‑то серьезным утверждениям — не философское, а обычное знание — здравый смысл. Этот здравый смысл представляет собой совокупность неких исходных суждений.

Вот и вся собственно шотландская философия, которая свела всю гносеологию к этому утверждению.

Учение о common sense состоит в том, что этот здравый смысл есть такая же врожденная способность судить об истинном и ложном, как естественное чувство добра у Шефтсбери, способное судить о добром и злом, и эстетический вкус у Гетчисона, который способен судить о красивом и безобразном.

Какие это суждения, из которых состоит common sense?

1. Набор этих суждений мы обнаруживаем при помощи самонаблюдения, основные суждения здравого смысла, которые мы принимаем за несомненную истину, мы находим в себе. Причем, у него есть оговорка: мы принимаем эти суждения, должны их принимать и правильно делаем, что принимаем их за истину, даже если они не являются истиной в абсолютном смысле. Это ничто иное, как положения психической веры, и это мог бы сказать и Юм: мы не очень должны носиться со своим знанием, пытаясь отыскать в нем признак абсолютности, а брать истину такой, какая она нам представляется хотя бы при минимальном коэффициенте серьезности (глупое надо исключать). Если мы изберем такой метод, то там мы найдем, утверждает Рид, два разряда суждений:

а) Такие суждения, которые принудительно действуют как необходимые истины, они принуждают нас считать себя истинными.

б) Такие суждения, которые мы можем назвать фактическими истинами. Мы можем их принимать в качестве истины, но, при этом, сознаем, что это условная истинность, на практике они работают, но теоретическая критика может обнаружить их несостоятельность.

Самое главное. Область этих суждений: аксиомы логики, математики, нормы грамматики (язык мы получаем как данность), эстетики, нравственности и метафизики. Какие суждения в метафизике носят принудительный характер:

а) Внешние качества, присущие телесной субстанции! Мы наблюдаем внешние качества, и избежать мысли, что эти признаки присущи какому‑то субстрату, мы не можем, и правильно делаем, говорит Рид.