Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 9

Тело является основным предметом философской любознательности. Тела бывают разные. В собственно физике естественным телом является атом. «Атом» — это гипотеза Демокрита (для того времени — точно гипотеза, потому что никто атомов не видел), которую сейчас возобновили несколько людей, но обычно возобновление атомизма связывают с именем французского философа Гасенди,(старший современник Гоббса). Возобновленный атомизм был воспринят Фрэнсисом Бэконом и Гоббсом. Атомизм — очень удобная метафизическая позиция, он объясняет почти всё в материальном мире (изменение, разрушение вещей).

Но есть искусственные тела; самым серьезным искусственным телом он считал государство.

Третий объект для философского исследования — человек. Человек — естественное тело и, вместе с тем, элемент искусственного тела — т.е. стоит на грани двух миров.

Философия Гоббса распадается, в связи с этим, на три раздела: физика, антропология, учение о государстве.

В физике, если исключить метафизический атомизм, самые главные утверждения: причинно-следственная связь и детерминизм. Вслед за Бэконом, Гоббс был убежден, что чисто научный подход (отыскивание непосредственных причин в физическом мире) — это единственно возможный подход. Телеология исключается — это не собственно научный подход, а религиозный.

Детерминизм относится, как правило, к физическим предметам, а Гоббс распространил детерминизм и рассмотрение естественного мира с т.зр. причинно-следственных связей и на душевный мир человека. Это установка, характерная для английских мыслителей вообще, они все действовали в этом направлении — как понять физический мир по аналогии с физическим.

Для человека главным стимулом его поведения является самосохранение, все остальные мотивы в его поведении вытекают из этого основного, и какие бы ни были усложненные другие (второстепенные, третьестепенные, одухотворенные мотивы), всё равно корень их находится в самосохранении. Например, альтруизм — утонченный эгоизм; человек заботится о тех людях, забота о которых косвенно способствует его самосохранению. Практическая этика, полностью построенная на эгоизме, была утверждена Гоббсом, оставила след в истории английской мысли на многие столетия, отсюда вышла и английская политэкономия (где основой хозяйственной деятельности человека является забота о себе). Дарвин распространил эгоистический мотив поведения и на животных, и это стало называться «борьбой за существование».

Эгоизм обусловливает всю нашу психическую жизнь и нашу жизнь в обществе — антропология превращается в практическую психологию и переходит на учение о государстве. Учение о государстве у Гоббса очень яркое, потому что ясное и четкое, всё договорено до конца. Мысль известная и до него, но он представил это учение в таких подробностях, с которыми оно стало хрестоматийным.

Он был убежден, что люди в диком состоянии, осуществляя эгоистический мотив в своем поведении (самосохранение), были во вражде к другим; каждый индивидуум был во вражде с другими, потому что количество материальных благ, необходимых для существования, ограничено, а конкурентов много, значит, возникает соперничество. Он назвал это «война всех против всех»«bellum omnium contra omnes». Такое состояние невыносимо и долго продолжаться не может, потому что люди просто перебьют друг друга. Был найден искусственный выход — люди договорились о том, чтобы прекратить войну, и пожертвовать частью своей свободы ради того, чтобы жить в обществе, а контроль над своим поведением передать власти. Он настолько ценил государство, как единственное учреждение, которое помогает людям существовать, что даже считал, что идеалом государства является абсолютная монархия. В государстве тоже есть кое‑что неприемлемое, но это лучше, чем война всех против всех. Это — теория договора (уже софисты говорили об этой теории).