Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 2

Книга вышла в 1543 году и вызвала бурю, потому что церковное начальство не могло отказаться от прежней теории, которая была освящена авторитетом Аристотеля и авторитетом предания; более 1000 так считали, и сразу отказаться от этой точки зрения было невозможно. Если сам Коперник на себе ещё не испытал всех отрицательных последствий этого утверждения, потому что книга вышла, кажется, в тот год, в который он умер, то те люди, которые поддерживали его (это были наиболее выдающиеся мыслители того времени), они нередко испытывали на себе карающую руку священноначалия.

1.4  Джордано Бруно

Bruno. К этой группе людей относился и Джордано Бруно (1548-1600). В истории Философии это очень яркая фигура; это не просто мыслитель, а гигантская натура, которая в выработке своего мировоззрения на протяжении одной своей жизни прошла все этапы, которые для людей заурядных потребовали бы нескольких поколений.

Итальянец, родом из Кампани. В молодые годы стал доминиканцем; юридически основным поводом для последующего его преследования стало именно то, что он был членом доминиканского ордена — он принимал на себя какие‑то обязанности, и эти обязанности должен был осуществлять. Получил естественное образование. Ещё до 30 лет он подверг сомнению полную правоту христианского вероучения и миросозерцания (тем более те нормы, которые излагались в доминиканском ордене). Т.к. его взгляды вызвали недовольство начальства, он принял на себя роль странствующего ученого-проповедника.

Северная Италия, Швейцария, Франция, Англия, Германия, Прага (Моравия)... Он мотался по университетам и нигде особо не задерживался. Причины незадержки были разные: сама натура неспокойная; если университетское начальство усматривало мнения вызывающего характера по отношению к христианскому вероучению, тоже особенно не поощряла его задержку. Так что несколько лет он провел в метаниях. Наконец, его пригласил один аристократ-итальянец в Венецию, потому что хотел перенять некое магическое знание, которым, будто бы, обладал Бруно. Магия — тоже увлечение того времени (магия — попытка воздействовать на природные силы путем каких‑то манипуляций, особенно заговоров), тогда увлекались этим многие выдающиеся люди.

Может быть здесь была попытка завлечь Джордано Бруно, чтобы арестовать. Так и случилось: он приехал в Италию, где его арестовали и потребовали объяснения перед церковным начальством. Тот от своих слов не отказывался; его присудили к казни, снова потребовали отказаться от своих мыслей; он не отказался, и его сожгли (что до сих пор вменяется в вину Католической церкви).

Геройская личность бесспорно... Даже сам факт такой стойкости, когда человек не спасает свою жизнь, говорит за это; там было достаточно лишь отказаться от своих мыслей — и ты жив! Сейчас отказываются от всего святого ради каких‑то даже жизненных преимуществ — и ничего. Его мысли:

Пантеизм — отождествление Бога не с Личностью (понятие, предлагаемое Церковью), а отождествление Бога с субстанцией мира. Везде, где есть критическое отношение к церковному вероучению, если не переходит в атеизм (переход в атеизм неинтересен в философском плане — куцее утверждение), противопоставляется церковному теизму пантеизм: Бог и мир — одно и то же.

Коперниканство — подтверждение мысли Коперника. С этим связано утверждение, что вселенная бесконечна в пространстве и во времени. Это чистейший пантеизм, потому что отрицается мысль о творении — основное утверждение христианского вероучения; религия остается, а христианства нет. Утверждение бесконечности вселенной в пространстве и времени подтверждается типичной мыслью: Бог бесконечен в Своём всемогуществе, и эта бесконечность Его всемогущества определяет то, что Его творение тоже бесконечно в пространстве и во времени. Логика тут есть... Если Бог творит от вечности, то это творение должно быть бесконечным; этим опять оправдывается пантеизм.