Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 15

Эта проблема осталась и, в частности, была решена следующим образом: фактически взаимодействие есть, но теоретически они взаимодействовать не могут — следовательно в фактическое взаимодействие эти субстанции приводятся непосредственным вмешательством Бога. Основанием для такого утверждения послужило очень остроумное умозаключение: мы можем делать только то, что мы знаем, как делается. Если же мы не знаем, как это делается, но не знаем, значит, делаем не мы. Это не надуманная замысловатая вещь, а на самом деле глубокая и меткая мысль. Многое из того, что мы производим, мы не знаем, как делать; какая‑то сила нами владеет, и мы можем наблюдать за собой и за другими (например, за детьми) и утверждать это.

6.  Гейлинкс

Geulincx. Такую мысль предложил Гейлинкс, голландский философ (1625-1669); он был последователем Декарта, обратил внимание на эту проблему и сформулировал это положение. Например, когда мы говорим, язык шевелится, а как мы говорим, почему звуки такие вылетают, мы не знаем. Желание поднять руку — человек поднимает руку, как это происходит, никто не знает.

Чтобы в подробном виде представить эту мысль, была предложена Гейлинксом эта теория, что если наша воля пытается воздействовать на наше тело, то возникает желание, и по поводу этого желания Бог производит какое‑то движение в нашем теле; если, например, возникает воздействие материи на наш дух (при познании в нас проникает ощущение от предметов — таково популярное представление), мы получаем ощущения, и по поводу воздействия каких‑то предметов на нашу познавательную сферу Бог производит в нас соответствующее ощущение или восприятие.

Мысль странная, но она последовательная; это единственная мысль, которая объясняет нам взаимодействие двух субстанций. Обычно мы думаем, что наша воля — это причина наших действий, и действия предметов на нас — это причина возникновения представлений («действующие причины» — causae efficientes), а Гейлинкс понизил статус этих причин — не действующие, а случайные, — поводы (causae occasionales), отсюда эта т.зр. получила название окказионализм.

У этой мысли есть одно серьезное препятствие, кроме массы психологических. Как осуществляются наши греховные замыслы? Неужели по поводу греховных замыслов, преступлений Бог производит соответствующее действие?

Тем не менее, такая т.зр. оставила свой след в истории философии. При всей своей странности, надо отдать должное этой точке зрения, она философская и дает хоть какое‑то объяснение (это лучше, чем никакое), иначе не объяснишь взаимодействие тела и души, потому что это разные субстанции.

Но проблема была, поэтому один из последователей Декарта предложил другое решение.

7.  Спиноза (1632-1677)

Spinoza, d’Espinosa. Это яркая фигура. Он португальский иудей, а в конце XV века из Португалии иудеев изгоняли — принимай христианство и оставайся. Кто не хотел, двинулись одна группа на север (Нидерланды), а другая группа на восток в Турцию. Из нидерландской группы и выделился Спиноза. Воспитывался он в иудейском правоверии, но не стал правоверным иудеем, не стал и христианином, но психологически был ближе к христианству, нежели к иудейству. Его, кажется, подвергли даже большому отлучению (а не только малому).

Философская позиция. Общая характеристика. Он брал основные положения декартовской философии и последовательно их проводил. Последовательность проведения основных начал, перенятых им у Декарта, и является его заслугой: он систематизатор. Есть пионеры в философии, часто это люди чудаковатые, их писания темные (как Джордано Бруно — всего много, системы нет), а есть систематизаторы — тоже нужное дело.

В онтологии он признал две эти субстанции. Кстати, у Декарта есть два вида субстанций — одна безграничная (Бог) и две конечные: дух и материя. Бог превосходит вторые две. Спиноза просто обозначил, что есть только одна субстанция — Бог, а «дух» и «материя» — не субстанции, а два атрибута. Его заслуга в этой метафизике состоит в том, что он с неумолимой школярской прямолинейностью давал определения: субстанция, атрибуты, модусы-атрибуты. Все материальные предметы — это модусы материального атрибута (признака), который является принадлежностью субстанции. Все наши мысли, чувствования — это модусы духовного атрибута, который связан с божественной субстанцией.