Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 56

Бессмертие души — неотъемлемый элемент религиозного мировоззрения, но это зыбкая идея для философа. Вольтер по вопросу о бессмерти тоже впоследствии испытал теоретические колебания, как и по вопросу о промысле. Но он остался при вере, что нравственное совершенствование обессмысливается при отсутствии надежды на существование после земной смерти. Например, проблема страданий праведника в земной жизни, а злодей не страдает; религия отвечает — есть загробная жизнь, где справедливость будет восстановлена, значит, надо признавать бессмертие души. Нравственное совершенствование как процесс не может быть ограничено, его даже нельзя зафиксировать, а жизнь коротка. Значит, если нравственное совершенство не осуществляется человеком, то неизбежно надо предполагать бессмертие души, потому что времени земной жизни не хватает для совершенствования. Итак, бессмертие души непоколебимо, хотя у него и были некоторые теоретические колебания относительно этого. Колебания есть, и как эти колебания преодолеть? Он остановился на позиции: если наш разум не в силах преодолеть теоретических сомнений, то остается единственное — видеть смысл жизни в практическом осуществлении нравственных норм, иначе, в осуществлении практики на основании нравственных норм. Это не тривиальная мысль, а ни много ни мало, как утверждение авторитета практического разума над теоретическим. «Практический разум» — нелепо звучит, лучше сказать: «Приоритет практики над теорией», т.е. нравственно-волевая деятельность выставляется на передний план, а теоретическая отодвигается на второй план. Это очень важно, потому что обычно люди думают, что надо осмыслить свою жизнь теоретически, прийти к твердым выводам и потом осуществлять теоретические положения. Так рассуждают почти все обыватели поголовно, и склонность к этому всегда была, потому что люди всегда учились, думали чему‑то научиться, искали теоретического пособия в качестве руководства для жизни, а здесь говорится, что такого пособия нет — пособие подводит, теоретические сомнения остаются. Эта мысль стоит того, чтобы на ней остановить внимание: оказывается, что надо действовать, даже если ты теоретические сомневаешься, при этом руководствоваться тем, что зафиксировать теоретические сомнения, но не обращать на них внимания, а руководствоваться практической верой. В христианстве есть положение, которое подтверждает эту мысль: блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Узреть Бога — это воспринять теоретическую истину в максимальной степени, и условием для такого восприятия и получения теоретической истины оказывается чистота сердца — нравственно-практическая деятельность. Это и мистическая мысль — мистики всех времен и народов, в христианстве: Григорий Нисский и псевдо-Дионисий говорили, что получение интеллектуального обожения, т.е. мистического знания через озарение возможно только в случае нравственного очищения (это минимальное требование).

Любопытно, что это говорит Вольтер, человек, насквозь проникнутый бытовым рационализмом, для которого ум в обывательском смысле слова является верховным началом в человеке. И вдруг он к концу жизни вынужден был остановиться на этой позиции. Для это чрезвычайно назидательно: эмблема и символ язвительности, предельного рационализма, переходящего в нигилизм, останавливается на той позиции, на которой может остановиться и любой христианин (не то что там деизм).

В сущности, это — идеал Шефтсбери, который состоял в том, что нравственные нормы заложены в природе человека, и эти нормы имеют абсолютный характер (нормы всегда должны иметь абсолютный характер).

В этом можно видеть обаяние английским мышлением. Для эпохи Вольтера влияние английских мыслителей было очень сильным, и их авторитет был колоссальным. Такое влияние может быть объяснено разницей политического устройства: в Англии после 1688 года установилась классическая конституционная монархия, конституции там как документа нет, но набор конституционных норм у них есть. Поэтому для француза, который пережил эпоху Людовика XIV (а сейчас Людовик XV — деградация монархического строя, причем, монархия была для них в эту эпоху отвратительным явлением — и посмешищем, и пугалом), разница в политическом устройстве была настолько в пользу английского стиля жизни, что перенималось всё!