После смерти Людовика XIV ситуация во Франции поменялась, и наоборот, стали ездить в Англию и учиться у англичан. Так что распространение идей просвещения, во Франции пришедшееся на середину XVIII века, в значительной степени было обусловлено поездками в Англию и знакомством с английской философией; те мысли, которые были выработаны в Англии, потом повторялись и пропагандировались (может быть в измененном виде) во Франции. Так что всё французское просвещение имело английский материал, но в обострённой форме. Английские мыслители не были агитаторами, они считали, что обычные мысли обывателей даже полезные (например, традиционные религиозные суждения полезны в полицейском отношении — сохраняется спокойствие в обществе). А во Франции, в силу трудно объяснимого своеобразия, философские мысли распространяли и в народе; объясняют это тем, что английские аристократы обладали корпоративным духом, а французские дворяне были настроены демократически, корпоративного духа у них не было. Обостренные мысли привели к революции.
В наборе различных типов философствования самым слабым голосом обладали мистики; этот тип философствования наиболее нетипичный для Франции той эпохи. После Декарта французы — рационалисты, была распространена математика, потому что она считалась идеальной наукой, безусловно доказательной, и тут негде быть мистике. Специалисты обращают внимание на то, что у французов ясный, четкий язык, поэтому они склонны к чётким формулировкам, вместе с тем, склонны к антитезам, парадоксам, и мистике не за что зацепиться. Тем не менее, мистики были.
Pascal. Самый яркий мистик XVII века. Неплохой математик, есть какая‑то теорема, связанная с давлением жидкости.
И сенсуалистическое познание имеет место, и рационалистическое, но и то, и другое познание вполне не удовлетворяет человека. Неудовлетворенность человека обычными способами познания надо признать как вещь очевидную, и на эту очевидность надо отреагировать. Что томит человека, почему его не удовлетворяют обычные способы познания?
Паскаль предложил, что есть и другой источник душевных переживаний — сердце — (символическое обозначение) не медицинское (с правыми, левыми желудочками), душевная способность, сосредоточенная внутри человека, но неизвестно, где. Под таким наименованием сердце упоминается в Библии. Есть особая «логика сердца» — т.е. особая потребность душевного знания у человека, и, если она не удовлетворена, то она беспокоит человека. Расшифровка: «сердце» — это чувствование. Мистическая традиция уже была в европейской культуре (особенно в церковной сфере); мистика бывает:
а) интеллектуально-созерцательная (спекулятивно-созерцательная), связанная со способностью интеллекта входить в контакт с Богом (Климент Александрийский, Григорий Нисский, Ареопагитики);
б) чувствование (имеется ввиду здесь).
Паскаль и утвердил, что есть у человека другой орган душевных переживаний, который имеет чрезвычайное значение для человека, потому что эти переживания носят чрезвычайно напряженный характер; «логика сердца», «знание», требуемое нашими чувствами имеет большое значение человека.
С этим надо согласиться; может быть, это наиболее яркое выражение той точки зрения на характер субъективной религии (психологической) — нашей способности воспринимать религию, которой мы должны обладать, чтобы быть верующими — который говорит, что религия с субъективной стороны — это наши чувствования. При этом, Паскаль недвусмысленно квалифицировал наше сентиментальное знание как источник религии. Это — чистейший мистицизм в сентиментальной (чувствительной, сердечной) форме.
Малоизвестный мистик. Мистицизм Пьера Пуарэ выражался его решительным антирационализмом. Какой же тогда источник познания? Он предложил один источник познания, но в двух вариантах — чувствования:
а) внешние чувства (органы внешних чувств);
б) внутренние чувствования (о них говорил уже Локк).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.