Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 65

Бонне подчеркивает единство сознания вслед за Кондильяком, значит, духовную природу души, выступает против материализма. Было много материалистов в середине XVIII века, даже среди тех, кто не был материалистами, была склонность к материализму, поэтому имел смысл объявить себя: за материализм ты или против, за традиционную Церковь или против. Было три позиции:

1. За Церковь,

2. Против Церкви,

3. Против Церкви, но не за материализм (скрытая позиция).

Душа и тело несоединимы, вместе с тем и неразлучны, — говорил Бонне, — их взаимная связь причинно-следственная (когда душа или тело являются причиной производящей) — causa efficientes, а Бонне говорил, что когда тело или душа выступает в качестве фактора, влияющего одно на другое (душу на тело или тело на душу), он называл causa occasionales. Окказионалистами были рационалистами. Но как понятие о случайных причинах могло попасть к рационалисту? Странность отчасти понятна: раз признаются тело и душа, значит, надо объяснять, как они взаимодействуют, потому что без объяснения не обойтись. Связь между телом и душой не причинно-следственная (не causa efficientes), а взаимно-возбуждающая или косвенная (causa occasionales) — случайные причины.

Пример: чувственное воздействие предмета на нас — лишь возбуждение души, а решение воли — лишь повод для телесного движения. Итак, окказионализм возобновляется уже на почве сенсуализма.

Онтология.

Поддерживает учение Бюффона об органических молекулах. Органические молекулы перемешаны с неорганическими. Смесь органических и неорганических молекул есть синоним связи души и тела в человеке. Это излишнее объяснение, и оно только мешает делу, потому что душа нематериальна, так что его онтология не представляет интереса.

Нравственность.

В морали нужно или эвдемонистом, или признавать абсолютную нравственность (христианскую), т.е. говорить об аскетизме, нравственном подвиге, хоть каком‑то вкусе к перенесению некоторых страданий. Он признаёт эвдемонизм. Склонность человека к приятным ощущениям неистребима, но у него любопытные выводы: раз эвдемонизм неистребим, то из этого следует необходимость признания бессмертия души. Человеческая душа не может насытиться в течение земной жизни достаточным количеством благоприятных переживаний, следовательно, надо предполагать, что за гробом должен существовать какой‑то бесконечно большой промежуток времени, когда душа насытится благоприятными переживаниями. Евдемонизм, кстати, не противоречит понятию религии, религиозную мораль даже обвиняют в «загробном эвдемонизме».

Так как душа неотделима от тела, то возникает проблема, как тело уничтожится, а душа нет? Душа неотделима от тела, следовательно, необходимо мыслить воскресение тела. Но промежуток, пока тело не воскресло, а земное тело умерло, где душа? Он не мыслит душу существующей отдельно от тела и делает фантастическое предположение: у каждой души есть некое эфирное тело, которое время от времени густеет и превращается в плоть (игра фантазии). Логика тут есть, но это — «на любителя». Христианство отрицает эфирное тело, которое якобы сопровождает душу, пока не воскресло плотяное тело. Но последовательность тут есть, т.к. он не мыслит душу, существующую отдельно от тела. Кстати, есть философское положение: невоплощенный дух непредставим. Он как раз держался такой т.зр. Это эфирное тело потом соорганизуется с плотяным настоящим телом.

Итак, мы видим перед собой зрелого сенсуалиста-гносеолога, который не впадает в материализм, не делает агитаторских выводов из своей сенсуалистической гносеологии, а наоборот, даже неплохо относится к религии с некоторыми отклонениями.

31.03.98

18.6  Мораль

В основном, было влияние англичан. В эту эпоху во Франции наблюдался такой способ формулирования основных положений по разным отраслям: брались различные английские мыслители, и делали парафраз, копию или существенную переделку. Во всяком случае, основным источником идей была Англия. Поэтому ничего удивительного, что целые линии мыслей брались оттуда. Особенно популярным источником был Локк.