Этика и политика Аристотеля
Учение о нравственности строится у Аристотеля на началах телеологии. В человеке, как и во всякой вещи, заложено стремление к некой цели. Большинство целей не имеют собственного значения и являются по сути средствами для достижения высшей цели - высшего блага. При этом благо отдельного лица совпадает с благом государства в целом, и наиболее совершенная задача - достигнуть блага для всего государства; в этом связь этики и политики Аристотеля.
Аристотель первым из философов определил благо как счастье.
Достигнуть блага человек может только путем деятельной жизни, при этом такая деятельность человека обязательно должна быть разумной.
Достижению высшей цели подчинено достижение низших целей - добродетелей. Добродетель есть умение выбирать надлежащий поступок исходя из понятия "середины", т.е. избегая излишества и недостатка. При этом достижение добродетелей возможно только путем частого повторения действий; желающий достигнуть добродетели путем одной только философии подобен больному, внимательно выслушивающему врача, но не выполняющему его предписаний.
Аристотель различает добродетели:
– этические - добродетели характера, рождаются из привычек (щедрость, сдержанность)
– дианоэтические - добродетели разума, развиваются благодаря обучению (мудрость, благоразумие)
Добродетели - свойства не врожденные (за способности не хвалят), а благоприобретенные; достичь добродетели, "середины", трудно (подобно тому, как не всякий, а только математик может найти середину круга) и потому почетно.
Под руководством Аристотеля в Лике было дано описание 158 типов государственных устройств. Однако в "Политике" он выделяет шесть основных типов государственного устройства (монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия), которые подразделяются по количеству правящих (по имущественному признаку) и по цели (моральной значимости) правления.
Также Аристотель разработал концепцию "лучшего государства" (в наибольшей мере под идеал государство подходит полития). В отличие от Платона, он считал, что частная собственность необходима, т.к. общность имущества вызывает ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека естественного наслаждения владением. При этом богатство каждого должно быть умеренным, т.к. чрезмерное обогащение развращает.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.