Аристотель: задачи философии, отношение к Платону, учение о форме
С 17 лет Аристотель был слушателем платоновской шение к Платону, увра удом)оме того, он не обладал врожденным знанием, а пришел к нему рственную Академии и любимым учеником Платона, но в конце концов Аристотель пришел к критике "теории идей" ("Платон и истина мне одинаково дороги, но священный долг велит отдать предпочтение истине"):
– оторванность мира идеи от мира вещей
– бог не отделен от мира (у Аристотеля бог есть отдельная энергия)
– разделение блага на общее и частное
– каждая вещь может совмещать в себе несколько идей
– постоянно недвижимый мир идей не может порождать движимый мир вещей (у Аристотеля Нус есть движение)
– бессмертие души (после смерти душа, по Платону, переходит в мир идей, т.е., как расценивал это Аристотель, душа стремится к смерти)
Аристотель выделяет четыре главные причины сущего:
– форма - с точки зрения бытия, сущность вещи; с точки зрения познания - понятие о вещи
– материя - субстрат вещи
Форма - общее, реально же только единичное; поэтому для того, чтобы общая форма стала формой конкретной вещи, она должна соединиться с материей. Первоначально материя - отсутствие формы, однако она имеет возможность приобрести форму (т.е. форма - бытие в действительности, материя - бытие в возможности)
Одно и то же явление мы можем рассматривать и как форму, и как материю (так, для медной статуи изображаемая фигура - форма, а медь - материя; для меди как вещества медь - форма, четыре стихии - материя; и так до тех пор, пока мы не дойдем до выделения некой "первой материи", которая сама по себе уже не имеет формы)
– движение, начало движения
– цель движения
Так, для человека:
– форма - душа (при этом душа растения вегетативна (развитие, увядание); душа животного - вегетативна и чувственна; душа человека - вегетативна, чувственна и разумна)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.