Аристотель: задачи философии, отношение к Платону, учение о форме

Страницы работы

Содержание работы

Аристотель:  задачи  философии,  отношение к  Платону,  учение  о  форме

С  17  лет  Аристотель  был  слушателем  платоновской  шение к  Платону,  увра  удом)оме того,  он не  обладал  врожденным  знанием,  а  пришел  к  нему  рственную Академии  и  любимым  учеником  Платона,  но  в  конце  концов  Аристотель  пришел  к  критике  "теории  идей"  ("Платон  и  истина  мне  одинаково  дороги,  но  священный долг  велит  отдать предпочтение  истине"):

–  оторванность  мира  идеи  от  мира  вещей

–  бог  не  отделен  от  мира  (у  Аристотеля  бог  есть  отдельная  энергия)

–  разделение  блага  на  общее  и  частное

–  каждая  вещь  может  совмещать  в  себе  несколько  идей

–  постоянно  недвижимый  мир  идей  не  может  порождать  движимый  мир  вещей  (у Аристотеля  Нус  есть  движение)

–  бессмертие души (после смерти  душа,  по  Платону,  переходит  в  мир  идей,  т.е.,  как  расценивал  это  Аристотель,  душа  стремится  к  смерти)

Аристотель  выделяет  четыре  главные причины  сущего:

–  форма - с точки зрения бытия, сущность вещи; с точки зрения познания - понятие о вещи

–  материя - субстрат  вещи

Форма - общее,  реально  же  только  единичное; поэтому  для  того, чтобы  общая  форма стала  формой  конкретной  вещи,  она  должна  соединиться  с  материей.  Первоначально материя - отсутствие формы, однако она имеет возможность приобрести форму  (т.е.  форма - бытие  в  действительности,  материя - бытие  в  возможности)

Одно  и  то  же  явление  мы  можем  рассматривать  и  как  форму,  и  как  материю  (так,  для  медной  статуи  изображаемая  фигура - форма,  а  медь -  материя;  для  меди  как  вещества  медь - форма,  четыре  стихии - материя;  и  так  до  тех  пор,  пока мы не  дойдем  до   выделения  некой  "первой  материи",  которая сама  по  себе уже  не  имеет  формы)

–  движение,  начало  движения

–  цель  движения

Так,  для  человека:

–  форма - душа  (при  этом  душа  растения  вегетативна  (развитие,  увядание); душа  животного - вегетативна  и  чувственна;  душа  человека - вегетативна,  чувственна  и  разумна)

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Лекции, учебные пособия
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
2