В.С. Соловьев "Исторические дела философии"
Необходимо ответить на вопрос: сделала ли за это время философия что-то для всего человечества или только для узкого круга, для философов и тех, кто ее изучает?
В Индии первоначально жизнь человека была поглощена внешней средой. Население делилось на множество каст, и судьба определялась случайным фактом рождения. Религия носила характер грубого материализма, раболепия перед силами природы.
И именно в этой стране появляется учение, провозглашающее: все есть одно, все есть только видоизменения первоначальной сущности. Отсюда следовали два вывода, в корне менявших мировоззрение: во-первых, во всяком существе нужно видеть себя самого, а значит, все люди равны; во-вторых, сущность человека и природы едина, а значит, высшие силы не могут подавлять человека. Из этого учения выросла буддистская религия, где все боги, даже Брама, поклоняются человеку Будде.
Однако, совершив такой прорыв, индийское сознание истощило свои силы. В индийской философии прекращение зависимости от действительности означало уход от действительности, бытия, к небытию, к Нирване.
Далее развитие философии осуществлял народ, изначально заключавший в своем сознании начало человечности, к которому индийское сознание пришло только под конец, - греки. Вполне самобытное развитие греческой философии началось с софистов, которые полностью отрицали внешнее бытие (Горгий: ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, а если познаваемо, то невыразимо) и утверждали примат человеческой личности (Протагор: человек есть мера всех вещей).
Софистика и буддизм сходны своим гуманизмом, однако имеются и различия. Человеческое сознание в буддизме ставилось выше бытия, потому что могло отречься от него, а в софизме - потому что могло существовать вопреки ему.
Следующий крупный философ, Сократ, был величайшим софистом, т.к. исповедовал самобытность человеческой личности, и величайшим противником софистики, т.к. отвергал возможность господствовать над окружающими во имя субъективных целей; человек должен жить во имя общей для всех, объективной идеи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.