В.С. Соловьев, "Исторические дела философии"

Страницы работы

Содержание работы

В.С.  Соловьев  "Исторические  дела  философии"

Необходимо  ответить  на  вопрос:  сделала  ли  за  это  время  философия  что-то  для  всего  человечества  или  только  для  узкого  круга, для философов  и  тех,  кто  ее  изучает?

В  Индии  первоначально  жизнь  человека  была  поглощена  внешней средой.  Население  делилось  на  множество  каст,  и  судьба  определялась  случайным  фактом  рождения.  Религия  носила  характер  грубого  материализма,  раболепия  перед  силами  природы. 

И  именно в  этой  стране  появляется  учение,  провозглашающее:  все есть одно,  все  есть  только  видоизменения  первоначальной  сущности.  Отсюда  следовали  два  вывода,  в  корне  менявших  мировоззрение:  во-первых,  во  всяком  существе  нужно  видеть  себя  самого,  а  значит,  все  люди  равны;  во-вторых,  сущность  человека  и  природы  едина,  а  значит,  высшие  силы  не   могут  подавлять  человека.  Из  этого  учения  выросла  буддистская  религия,  где  все  боги,  даже  Брама,  поклоняются  человеку  Будде.

Однако,  совершив  такой  прорыв,  индийское  сознание  истощило  свои  силы.  В индийской философии  прекращение  зависимости  от  действительности  означало  уход  от  действительности,  бытия,  к  небытию,  к  Нирване. 

Далее  развитие  философии  осуществлял  народ,  изначально  заключавший  в  своем  сознании  начало  человечности,  к  которому  индийское  сознание  пришло  только  под  конец, - греки.  Вполне  самобытное  развитие  греческой  философии  началось  с  софистов,  которые  полностью  отрицали  внешнее  бытие  (Горгий:  ничто  не  существует,  а  если  существует,  то  непознаваемо,  а  если  познаваемо,  то  невыразимо)  и  утверждали  примат  человеческой  личности  (Протагор: человек  есть  мера  всех  вещей).

Софистика  и  буддизм  сходны  своим  гуманизмом,  однако  имеются  и  различия.  Человеческое  сознание  в  буддизме  ставилось  выше  бытия,  потому  что  могло  отречься  от  него,  а  в  софизме - потому  что  могло  существовать  вопреки  ему.

Следующий  крупный  философ,  Сократ,  был  величайшим  софистом,  т.к.  исповедовал  самобытность  человеческой  личности,  и  величайшим  противником  софистики,  т.к.  отвергал  возможность  господствовать  над  окружающими  во  имя  субъективных  целей;  человек должен  жить  во  имя  общей для  всех,  объективной  идеи

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Лекции, учебные пособия
Размер файла:
28 Kb
Скачали:
112