Учение Платона
об идеях, душе и государстве
Платоновская система объективного идеализма. Диалектика «мира бытия» и «мира становления» Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей, своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному
пониманию сущности.
|Мир Бытия |Мир Становления |
|Вечный, покоящийся, бессмертное, |Временный, движущийся, смертен, |
|постигается разумом, тождествен себе, |воспринимается чувствами, всегда иной,|
|неделим.
|делим.
Платоновское
учение о государстве
С точки зрения Платона,
высшим благом для государства, т.е. эйдосом государства выступает
справедливость. Справедливость он понимает как распределение труда в
соответствии с природными задатками, которое делает всех граждан
нужными друг другу.
В идеальном государстве
должно быть три группы граждан:
–
философы, правители - господствует разумная часть души, высшая добродетель
- мудрость
–
воины, стражи - господствует яростная часть души, высшая
добродетель - мужество
–
ремесленники, земледельцы - господствует вожделеющая часть души,
высшая добродетель - умеренность
Аналогия понятна: как в душе
человека в идеале должна господствовать разумная часть, так и в
идеальном государстве должны править философы