Спор о природе человека, идеале правления и мировой гармонии
в древнекитайской философии
Центр философской системы Китая - Небо, воплощенное в двух стихиях, инь и ян, состоящих из пяти элементов: огонь, вода, земля, металл, дерево
Китайские философы оставили следующие тексты (создавались в период XII-I вв. до н.э.):
– у цзын (классическое пятикнижие):
× шу цзын
× ши цзын
× и цзын ("книга перемен)
× ли цзын ("книга обрядов")
× цунь цзын ("летопись")
– священные книги:
× "книга музыки"
× "книга гор"
Центральная проблема этих книг: зло не может исходить от бога, оно исходит от людей; но вопрос в том, является ли человек злым по природе или он становится таким по каким-либо причинам (в этом случае ему, чтобы оставаться добрым, нужен нравственный стержень)
"Золотым веком" китайской философии, периодом ста школ называют период раздробленности, когда царства боролись между собой, каждый правитель желал иметь мудрого советника, и философия был востребована. Но среди "ста школ" мы выделяем шесть: конфуцианство, легизм, даосизм, моизм, школу имен, школу натурфилософии
Конфуцианство:
– к Небу ведет дао - нравственный путь; идти по этому пути позволяет дэ нравственная сила
– высшая добродетель - слышать Небо, следовать Небу, воплощать в себе величие Неба
– центральная фигура философской системы - цзюнь-цзы, благородный муж (противоположность - сяо Жень, низкий человек)
Вероятно, самого Конфуция мы не можем считать благородным мужем, т.к. он в жизни не добился высоких должностей; кроме того, он не обладал врожденным знанием, а пришел к нему через трудности (в детстве и юности был вынужден заниматься презренным трудом)
– только благородному мужу доступная высшая добродетель, только он может следовать дао
– благородный муж изначально мудр, он есть нравственный идеал
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.