– благородный муж непременно достигает высокого социального статуса (т.е. достичь правящего положения может каждый, потому что каждый может достичь нравственного совершенства)
– также благородным мужем Конфуций называет правителя (он благородный муж по праву рождения)
– пять качеств благородного мужа:
× жень - человеколюбие (то человеческое в человеке, что делает его подлинно человеком)
× ли - ритуал
× синь - искренность, прямота
× чжи - знание, ум
× и - долг, справедливость
– следование дао воплощается в следовании ритуалу (ли):
× сяо - сыновья почтительность
× чжен мин - "исправление имен" (государь должен быть государем, сын - сыном)
– отличие образованного человека от мудрого в том, что образованный может дать только тот ответ, который он знает, мудрый же рассмотрит каждый вопрос с нескольких сторон
– время есть движение по кругу, поэтому не нужно ничего менять ("Кк узнать будущее?" "Оглянуться в прошлое")
– лживых людей нужно отстранять от власти, чтобы они, глядя на честных людей, нравственно совершенствовались
Даосизм:
– начало и завершение всего есть дао; дао безымянно и безгранично
– дао, имеющее имя и ограниченное в вещах - дэ
– центральная фигура философской системы - жэн жэнь, совершенно мудрый (существует легенда о том, что Лао-цзы, основатель легизма, пробыл 80 лет во чреве матери и родился стариком, т.е. он был совершенно мудрым от рождения)
– мудрость жэн жэня в его пассивности, недеянии, безусловном следовании дао; нужно исключить имена и вернуться к цзы жань (естественности, первобытному состоянию)
– смысл следования дао и невмешательства в жизнь в том, чтобы не нарушить равновесие инь и ян
– идеальный правитель не должен проводить никаких реформ, т.к. он не может знать, в каком направлении их проводить, потому что инь и ян подвижны, неправильные реформы могут нарушить их равновесие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.