Учение Платона об идеях, душе и государстве, страница 3

–  тирания

Тирана  можно  назвать  отцеубийцей, т.к.  он  угнетает  народ,  приведший  его  к  власти

Диалог  Платона  "Пир"

Диалог  "Пир"  относится  к  т.н.  этическим  диалогам  Платона.  В  Греции  его называли  "речами  о  любви".  Именно  в  этом  диалоге  раскрывается  понятие  "платонической любви"

Диалог  представляет  собой рассказ  о пире,  устроенном  в  честь  победы  поэта  Агафона  в  афинском  театре,  и  состоит,  за  небольшими  вкраплениями,  из  семи  последовательных  речей  пирующих,  посвященных  похвале  богу  любви,  в  которых раскрываются разные  стороны  любви:

–  Федр - древнейшее происхождение Эрота;  Эрот  родился  из  Хаоса  вместе  с  Землей,  т.е.  сущее  и  любовь  неразделимы

Эрот  дарует  людям  блаженство,  поэтому  любящий  блаженнее  любимого

–  Павсаний - существуют  две  Афродиты,  земная и  небесная.  Небесная  Афодита - дочь  Урана  (т.е.  несет  в  себе только  мужское начало),  земная  Афродита - дочь  Зевса  и  земной  женщины.  Первой  Афродите  соответствует  вульгарный  Эрот  (любовь  к  единичному,  к  женщине,  к  телу),  второй - высший  Эрот  (любовь  к  самой  идее  любви,  к  мужчине,  любовь  идеальная)

–  Эриксимах - Эрот разлит по всей природе,  любовь живет  не   только  в  душе  человека,  но  и  в  животных,  в  растениях,  во  всем  сущем,  ибо  она  всеобъемлюща  (мысль  характерна  для  греческой  натурфилософии)

Кроме  того,  два  Эрота  не  противостоят  друг  другу,  они  гармоничны  и  дополняют  друга,  как  вообще  едино  высшее  и  низшее

–  Аристофан - Эрот как стремление человека к изначальной целостности

Аристофан  рассказывает  миф  об  андрогинах:  в  древности  мир  населяли  люди  трех  полов,  мужчины,  женщины  и  андрогины,  но  впоследствии  они  все  были  расколоты  на  две  половинки  Зевсом.  Стремление  к  любви  есть  поиск  своей  второй  половины.  При  этом  люди,  до  разделения бывшие  андрогинами,  низменны и  стремятся  к  плотским  удовольствиям;  лучшие  их  людей,  идеальные воины  и  правители - мужчины,  вторая  половина  которых - также  мужчина