Мирандола, Макиавелли

Страницы работы

Содержание работы

Антропоцентризм  Возрождения  ярко  выразился  в  работах  Пико  делла  Мирандолы.  Человек  назван  у  него  "творением неопределенной  природы".  Бог  создал  человека последним,  когда  назначение  всех  существ  в  природе  было  уже  определено,  поэтому  природа  человека  Богом  не  определена,  и  он  должен  определить  ее сам. Таким образом, полностью отвергается характерный для средневековой философии   и  теологии  провиденциализм.

Концепция  вообще  полна  еретических  посылок:  Бог  создал  человека  для  того,  что  было  кому  оценить  красоту  мироздания,  значит,  Бог  нуждается  в  человеке.  Кроме  того,  можно  заключить,  что  Бог  творил  мир,  имея  перед  собой  некий  образец  гармонии

Провиденциализм  также  отвергается:  "Кто  меньше  полагается  на  милость  судьбы,  тот  дольше  удерживается  у  власти".  Если  полностью  положиться  на судьбу,  то  неблагосклонность  судьбы  будет  означать  крушение.  Однако  нельзя  действовать  полностью  наперекор  своей  судьбе;  нужно  иметь  в  виду что  фортуна - женщина,  поэтому она  предпочитает  сильных  и  решительных.

Николо  Макиавелли  в  своем  трактате  "Государь"  рисует  образ  идеального  правителя,  который совершенно  не соответствует  нормам  христианской  морали.  Цель  оправдывает  средства:  "Государь,  чтобы  сохранить  власть,  должен  научиться  отступаться  от  добра". 

Так,  не  добродетелью,  а  пороком  государя  является  излишняя  щедрость.  Щедрость  облагодетельствует  немногих  и  разоряет  многих.  Расточительный  государь  быстро  опустошает  казну  и  вынужден  наполнять  ее  путем  поборов  с  подданных.  Однако  Щедрость  необходимо  демонстрировать  тем,  кто  только  еще  стремиться  к  власти,  чтобы  завоевать любовь  подданных.

Также  настоящему  правителю  правильнее  быть  жестоким,  а  не  милосердным.  Чересчур  добросердечный  правитель  невольно  потворствует  беспорядку  в  государстве,  что  является на  самом  деле  еще  большей  жестокостью  к  подданным.  Только  жестокостью  можно  удержать  власть,  потому   что  любовь  подданных  переменчива,  а  страх  перед  правителем  сохраняется  постоянно.

Честность  государя  похвальна,  но  не всегда  возможна.  Если  для  пользы  государства необходимо  обмануть  союзника,  нарушить  клятву,  это  нужно  делать  без  сомнения.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Лекции, учебные пособия
Размер файла:
26 Kb
Скачали:
5