Сократ как философ. Сократический диалог
Сократ не оставил после себя сочинений; он получил прекрасное образование, но в зрелом возрасте принципиально ничего не читал и не писал, считая письменную речь мертвой; живое истинное знание, по его мнению, заключено в разговорном диалоге, потому что собеседнику, в отличие от книги, можно задавать вопросы.
В философии Сократа, в отличие от его предшественников, центральными стали не онтологические проблемы, а этические и гносеологические.
Сократ разработал оригинальное учение о душе. Душа самоопределяема - изменить ее нельзя никакими внешними воздействиями, только сам человек имеет власть над своей душой. Человек может познать только то, что в его власти, т.е. собственную душу ("познай самого себя"); благодаря душе он познает свое место в мире (т.е. душа способна к познанию, а значит, приравнивается к разуму). Душа противопоставлена телу: тело состоит из природных частиц, душа - из понятий. Сократ впервые указал на важность понятий, на роль их определения, на роль индукции в их формировании, но все это - применительно к этике. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина.
Достижение истины необходимо, т.к. истинные знание - регулятор поведения человека. Знание - это добро, невежество - зло.
Достичь истины можно разными способами, главный из которых - майевтика (искусство получения нового знания; ср. "маэвтика" - повивальное искусство). Майевтика - искусство сократического диалога, рождения знания через спор. Сущность состоит метода в том, чтобы путем последовательных вопросов заставить оппонента отойти от первоначального неверного и одностороннего убеждения и привести его к истине. При этом ведущий диалог не навязывает и даже прямо не высказывает своей позиции, а подводит к ней собеседника. Спорщик не должен быть высокомерен и назидателен: "Я знаю, что я ничего не знаю". Беседа могла быть даже совместным способом нахождения истины.