Сократ как философ, сократический диалог

Страницы работы

Содержание работы

Сократ  как  философ.  Сократический  диалог
 
Сократ  не  оставил  после  себя  сочинений;  он  получил  прекрасное  образование, но  в  зрелом  возрасте  принципиально  ничего  не  читал  и  не  писал,  считая  письменную  речь  мертвой;  живое  истинное  знание,  по  его  мнению,  заключено  в  разговорном  диалоге,  потому  что  собеседнику,  в  отличие  от  книги,  можно  задавать  вопросы.
 
В  философии  Сократа,  в  отличие  от  его  предшественников,  центральными  стали  не  онтологические  проблемы,  а  этические  и  гносеологические.
 
Сократ  разработал  оригинальное  учение  о  душе.  Душа  самоопределяема - изменить  ее  нельзя  никакими  внешними  воздействиями,  только  сам  человек  имеет  власть  над  своей  душой.  Человек  может  познать  только  то,  что  в  его  власти,  т.е.  собственную  душу  ("познай  самого  себя");  благодаря  душе  он  познает  свое  место  в  мире  (т.е.  душа  способна  к  познанию,  а  значит,  приравнивается  к  разуму).  Душа  противопоставлена  телу:  тело  состоит  из  природных  частиц,  душа - из  понятий.  Сократ  впервые  указал  на  важность  понятий,  на  роль  их  определения,  на  роль  индукции  в  их  формировании,  но  все  это - применительно  к  этике.  Высшие  понятия - Добро,  Справедливость,  Истина. 
 
Достижение  истины необходимо,  т.к.  истинные знание - регулятор  поведения  человека.  Знание - это  добро,  невежество - зло.
 
Достичь  истины можно  разными  способами,  главный  из  которых - майевтика  (искусство  получения  нового  знания;  ср.  "маэвтика" - повивальное  искусство).  Майевтика - искусство  сократического  диалога,  рождения  знания  через  спор.  Сущность  состоит  метода  в  том,  чтобы  путем  последовательных   вопросов  заставить  оппонента  отойти  от  первоначального  неверного  и  одностороннего  убеждения  и  привести  его  к  истине.  При  этом  ведущий  диалог  не  навязывает  и  даже  прямо  не  высказывает  своей  позиции,  а  подводит  к  ней  собеседника.  Спорщик  не  должен  быть  высокомерен  и  назидателен:  "Я  знаю,  что  я ничего  не  знаю".  Беседа  могла  быть  даже  совместным  способом  нахождения  истины.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Лекции, учебные пособия
Размер файла:
27 Kb
Скачали:
1