Вера и разум в трактовке Фомы Аквинского
Возникновение схоластики совпало по времени с крестовыми походами и некоторым подъемом науки в Европе. Образованная часть общества приобщилась к восточной исламской культуре, развивалось университетское образование, и теперь требовалось уже доказывать религиозные постулаты. Отсюда вытекали особенности схоластики:
– сознательная ориентация на приоритет теологии
– большое внимание к логике и диалектике
– вера и разум, в отличие от патристики, не противопоставляются
– патристы стремились познать Бога через познание своей души; схоласты рационально обосновывали существование Бога
Фоме Аквинскому как одному из наиболее образованных и упорных в вере богословов было поручено папской курией:
× обосновать превосходство теологии над рациональным знанием
× обосновать существование Бога
× "очистить" аристотелизм, приспособив его к теологии
Доказательства превосходства теологии:
– многие явления могут быть познаны и в рамках теологии, и в рамках философии; но есть область явлений, которые могут быть познаны лишь через веру (например, триединство Бога)
– истины, полученные рациональным путем, могут оказаться ложными; но истины, получаемые через откровение, абсолютны
– философия и другие светские науки - только служанки теологии; они вторичны, они понимают объяснить рациональным путем то, что не способен воспринять слабый человеческий разум
Не разум направляет веру, а вера определяет движение разума
Истины разума не должны противоречить истинам веры (так, для математика 3=3, а для теолога 3=1)
Доказательства бытия Бога:
– все в мире развивается и движется, значит, должна существовать некая причина движения, некий перводвигатель, который сам есть источник движения и который ничто не приводит в движение
– все в мире имеет свою причину, значит, должна существовать некая первопричина, имеющая причину в самой себе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.