Вера и разум в трактовке Фомы Аквинского

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Содержание работы

Вера  и  разум  в  трактовке  Фомы  Аквинского

Возникновение  схоластики  совпало  по  времени  с  крестовыми  походами  и  некоторым  подъемом  науки  в  Европе.  Образованная  часть  общества  приобщилась  к  восточной  исламской  культуре,  развивалось  университетское  образование,  и  теперь  требовалось  уже  доказывать  религиозные  постулаты.  Отсюда  вытекали  особенности  схоластики:

–  сознательная  ориентация на  приоритет  теологии

–  большое   внимание к  логике  и  диалектике

–  вера  и  разум,  в  отличие от  патристики,  не противопоставляются

–  патристы  стремились  познать  Бога  через  познание  своей  души;  схоласты  рационально  обосновывали  существование  Бога

Фоме  Аквинскому  как  одному  из  наиболее образованных  и  упорных  в  вере  богословов  было  поручено  папской  курией:

×  обосновать  превосходство  теологии  над  рациональным  знанием

×  обосновать  существование  Бога

×  "очистить"  аристотелизм,  приспособив его  к  теологии

Доказательства  превосходства  теологии:

–  многие  явления  могут  быть  познаны  и  в рамках  теологии,  и  в  рамках  философии; но  есть  область  явлений,  которые  могут  быть  познаны  лишь  через  веру  (например,  триединство  Бога)

–  истины,  полученные рациональным  путем,  могут  оказаться  ложными;  но  истины,  получаемые  через  откровение,  абсолютны

–  философия и  другие  светские науки - только  служанки  теологии;  они  вторичны,  они  понимают  объяснить  рациональным  путем  то,  что  не  способен  воспринять  слабый  человеческий  разум

Не  разум  направляет  веру,  а  вера  определяет  движение  разума

Истины разума  не  должны  противоречить  истинам  веры  (так,  для  математика  3=3, а  для  теолога  3=1)

Доказательства  бытия  Бога:

–  все  в  мире  развивается  и  движется,  значит,  должна  существовать  некая  причина  движения,  некий  перводвигатель,  который  сам  есть  источник  движения  и  который  ничто  не  приводит  в  движение

–  все  в  мире  имеет  свою  причину,  значит,  должна  существовать  некая  первопричина,  имеющая  причину  в  самой  себе

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Лекции, учебные пособия
Размер файла:
35 Kb
Скачали:
1