Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 61


автономного решения отдельных задач, а с другой — согласование значений идентичных показателей в различных разделах (формах) плана значительно затрудняется. Предлагаемый подход поблочной интеграции расчетов позволит ограничить указанные явления, а в перспективе — до минимума сократить локальные (частные) расчеты. Это даст возможность больше внимания уделять аналитической работе, поиску путей, методов и средств для быстрого подъема сельскохозяйственного производства.

В марте 1986 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О дальнейшем совершенствовании экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны". В нем, в частности, "Госагропро-му СССР и-ЦСУ СССР поручено с 1987 года существенно сократить количество показателей в плановой документации, годовых отчетах и в оперативной отчетности колхозов, совхозов и других предприятий агропромышленного комплекса". Кроме того, "Госагропрому СССР и Госплану СССР поручено обеспечить разработку соответствующих нормативов и ввести их с 1987 года в практику планирования"1.

Изложенное — всего-навсего постановка вопроса в первом приближении. Очевидно, есть смысл включить в разработку данной проблемы значительные силы высококвалифицированных ученых и специалистов на основе вполне реальных объектов или регионов "проиграть" ситуацию, с тем чтобы нормативный метод аргументирование принять и внедрять в практику планирования. Это тем более важно в свете решений мартовского (1989) Пленума ЦК КПСС.

3.5. НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ ВООБЩЕ

В постановлении январского (1987) Пленума ЦК КПСС записано: "Серьезные недостатки накопились в функционировании институтов социалистической демократии, в практике планирования, стиле и методах управления"2.

Цель управления — развитие и совершенствование производства, всех общественных отношений, повышение культуры и благосостояния трудящихся. Проблема совершенствования управления всегда волновала государственные органы, ученых

Правда,—1986.—29 марта. 2 Правда.—1987.—25 марта.


и широкие массы рабочих, колхозников, служащих. И это понятно. От того, насколько оптимальна система управления, во многом зависит рациональное использование трудовых, материальных, энергетических и других ресурсов.

За истекшее семидесятилетие Советской власти структура органов и принципы управления в меньшей или большей мере менялись множество раз.

Тем не менее и сегодня система управления народным хозяйством не может полностью нас удовлетворить, особенно с точки зрения задач, поставленных XXVII съездом КПСС.

Это вполне естественно: жизнь, экономика, культура, наука не стоят на месте. Выдвигаются новые задачи во всех областях общественной жизни, а следовательно — новые требования и к планированию как важнейшему звену управления.

В настоящее время сложно переплелись системы (принципы) территориального (административного) и экстерриториально-функционального управления.Такое управление вполне себя оправдало, особенно на начальной стадии, когда многие отрасли производства только зарождались.

В соответствии со сложившейся системой управления предприятия, расположенные в союзной республике, могут иметь пять различных видов подчинения. В связи с этим территориальные советские органы управления находятся как бы под перекрестным огнем, не всегда обладая реальными рычагами влияния на результаты производства.

Несовершенство и сложность оргструктуры управления, многозвенность и излишняя узкая специализация ряда органов управления создают ведомственную разобщенность, вызывают трату времени и средств на согласование вопросов. Неоспорим факт, что создание автоматизированных систем управления, необходимость их информационной интеграции тормозится и сверхсложной структурой органов управления.

Фактор разобщенности управления вольно или невольно, но толкает партийные органы вплотную заниматься хозяйственными делами, хотя партийные органы в первую очередь должны быть органами политического руководства.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду М.С.Горбачев говорил: "...Предъявляя обоснованные требования к Советам, нельзя не видеть и другого: в решении ряда вопросов местного значения их возможности пока ограничены, существует чрезмерная централизация в таких делах, которые далеко