Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 50

1     1234    —индексы (и);

1     2    4 12   48    — коэффициенты (/).

Проверим правильность наших выводов. Перемножив попарно индексы на коэффициенты и прибавив 1, получим:

(1х1)+(1х2)+(2х4)+(3х12)+(4х48)+1 =240. Перемножив между собой числа делений элементов (2х2х3х4х5), тоже получим 240.

Второй вывод.

Если элементы имеют различные числа делений, то первый элемент имеет коэффициент 1, а каждый последующий— коэффициент, равный произведению коэффициента предыдущего элемента на значение индекса предыдущего элемента, увеличенного на единицу.

Закономерен вопрос: зачем нужен поиск коэффициентов, если рассчитать число вариантов определенной комбинации из элементов при делениях элементов куда проще путем перемножения числа делений всех элементов между собой?

Если бы перед нами стояла задача получения только числа возможных вариантов (комбинаций), мы поступили бы именно так. Но задача стоит другая — нормативная.

Сошлемся на элементарный пример.

В регионе, допустим, 1000 совхозов и колхозов. Одни из них имеют землю с оценкой 100—80 баллов, другие — 79—60, третьи — 59—40, четвертые — ниже 40 баллов. Среднее расстояние перевозок товарной продукции очень различное. Одни хозяйства расположены на расстоянии до 20 км от центров сбыта продукции, другие - на расстоянии 21—40, третьи — более 40 км. Необходимо знать, сколько хозяйств и какие их виды входят в одну и ту же группу рентных условий.

При нахождении вариантов комбинаций воспользуемся описанным выше методом коэффициентов.

В приведенном примере мы имеем 2 элемента: а — расстояние от хозяйств до центров сбыта; b — оценка земли в баллах.

Из условий вытекает, что первый элемент делится на три части, т.е. имеет высший индекс 2, а второй — на четыре, т.е. его высший индекс равен  3. Общее количество возможных вариантов рентных условий 12 (3х4).

Перемножив значения индексов элементов каждого хозяйства на соответствующие коэффициенты, сложив частные результаты и прибавив к сумме 1 (ft = 'ZU'1 +1), получим номер варианта, к которому относится данное хозяйство.


При наличии миниЭВМ и небольшой программы расчета указанный метод группировки может стать хорошим средством оперативного решения ряда текущих вопросов и, в частности, может широко применяться при оценке результатов работы заводов, хозяйств, отдельных групп рабочих, колхозников и др. Он пригоден и при определении групп предприятий или хозяйств по выполнению плана по какому-то определенному кругу показателей, при подведении итогов соцсоревнования и т.д. Его с успехом могут применять как низовые производственные звенья, так и органы планирования, статистики и общественные организации.

3.3. О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ И НОРМАТИВОВ

Очевидно, что в условиях функционирования любой кибернетической системы невыполнение тех или иных условий, в конкретном случае невыполнение требований норм и нормативов, приводит к серьезным нарушениям функций, выполняемых нормируемым объектом, или даже к разрушению системы (объекта).

Примером тому могут служить технические и физические системы, где подчас даже самые минимальные отклонения от объективных значений норм приводят к весьма серьезным последствиям. Например, в результате отсутствия нужного элемента прекращается течение окислительно-восстановительного процесса в мартеновских печах и т.п.

В экономике, социологии, морали и других областях последствия, вызванные нарушением норм, менее радикальны, но отнюдь не менее отрицательны.

В экономике, где наиболее широко применяются нормативы, нарушения их значений приводят к двояким последствиям. Первая группа последствий относится непосредственно к результатам производства. Обеспечение, например, сельского хозяйства материальными ресурсами в меньшем количестве, чем требуется по научно аргументированным нормативам, приводит к нарушению технологии и агротехнических сроков проведения сельскохозяйственных работ, а следовательно, к снижению урожайности возделываемых культур. То же относится к нарушениям норм обслуживания, например, сверхнормативное количество больных на врача, учащихся на