Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 41


Таблица 2 Горюче-смазочные материалы

только составить программный макет или маску, и информация из таблиц без всякой предварительной ручной обработки может быть использована для расчетов или занесения в АБД.

С учетом всего сказанного выше, не претендуя на "истину в последней инстанции", сконструируем одну произвольную таблицу (табл. 3). Она поможет представить предлагаемую картину в целом.


2.4. НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

И ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ

Сложившаяся система государственного планирования в своей основе предполагает отраслевое и территориальное планирование. Это классическая "матрица" многоцелевого планирования. Представим себе, однако, что в какой-то части задачи (проблемы) вертикальное (отраслевое) и горизонтальное (территориальное) планирование должно быть интегрировано в некую целевую "диагональ". Для большей наглядности приведем такой отвлеченный пример. Из родов войск (вертикаль), с одной стороны, и округов и гарнизонов (горизонталь) — с другой, создается группа войск или фронт, перед которым ставится вполне определенная задача (цель), например к такому-то дню и часу освободить (занять) такой-то город или территорию. Это и есть "диагональ", или своеобразное "третье измерение" в управлении.

"Оно придает гибкость организационной структуре управления народным хозяйством, позволяя ей перестраиваться для решения непрерывно возникающих новых крупных межотраслевых и межрегиональных проблем. Целевое управление, естественно, предполагает и соответствующее планирование, т.е. предварительное составление программ, достижения цели. Все это привело к становлению программно-целевого планирования и управления в народном хозяйстве" [64, с. 66].

В последние годы высшими партийными и государственными органами страны большое значение придается внедрению методов целевого комплексного планирования. Такими комплексными программами могут быть как региональные (например, зона Байкало-Амурской магистрали), так и отраслевые (например, Продовольственная, Энергетическая и другие программы).

По материалам Продовольственной программы приведем данные, характеризующие научно аргументированную потребность (норму) продуктов питания на человека в год и достигнутый уровень ее удовлетворения (выполнения норм) в Латвийской ССР.

Из табл. 4 следует, что по ряду продуктов уже достигнут и даже превзойден нормативный уровень потребления, но что касается молока, овощей, фруктов и некоторых других продуктов — то здесь предстоит еще много сделать, чтобы обеспечить ими население в соответствии с нормативной потребностью.

Главная цель комплексной Продовольственной програм-




Таблица 4 Потребление основных видов продуктов питания

Вид продукта

Норма на душу населения, кг/год

Фаю реб. ту в'

1980

гически пот-лено на ду-населения % к норме

г. 1985г.

План на 1988г., кг

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)

85

89,4

97,7

83

Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко)

490

82,2

90

429

Яйцо (штук)

292

88,7

94,5

293

Рыба и рыбопродукты

23,7

98,7

100

23

Сахар

42

110,2

107,1

44

Растительные жиры

7,3

120,5

100

8,7

Картофель

140

91,4

100

134

Овощи и бахчевые

120

60

75,6

82

Фрукты и ягоды

92

40,2

72,8

52

Хлебные продукты

100

107

103

105,5