колхозы рыболовецкие; межхозяйственные предприятия; совхозы, колхозы (без рыболовецких) и межхозяйственные предприятия. А где же госхозы? О каких совхозах идет речь? А как быть с рыболовецкими колхозами? Входят ли они в плановую форму под общим наименованием "колхозы" или нет?
Практические работники решают эти вопросы по-разному, а точнее: одни — по собственному усмотрению, другие — по указанию сверху.
Такая ненормированность категорий хозяйств становится преградой на пути механизированной обработки информации, которая в зависимости от категорий и уровня управления должна агрегироваться и дезагрегироваться. Все это не только мешает автоматизации расчетов, но и ставит определенный заслон на пути осуществления эффективной взаимосвязи и взаимодействия АСПР и АСУ сельскохозяйственных министерств и ведомств и особенно с АСГС.
Одним из возможных путей решения этой проблемы было бы создание такого единого классификатора категорий хозяйств (проект см. на рис. 3), согласно которому категории хозяйств не только однозначно идентифицируются по коду, но и группируются по строго определенному алгоритму. Все это значительно упростило бы решение вопросов, связанных с автоматизацией хранения и использования информации в плановых расчетах. •
Как видно из рис. 3, на первом уровне находятся исходные категории хозяйств, которые кодируются от 01 до 19. В нашем случае имеется семь категорий хозяйств. Но список может быть продолжен. Например, могут быть выделены рыболовецкие колхозы, возможно создание колхозов-техникумов, хозяйств-арендаторов и т д.
На втором уровне отражены только три категории хозяйств с кодами 21, 22, 23. Но на данном уровне можно представить также другие комбинации категорий. На третьем и четвертом уровнях тоже возможны многие другие комбинации категорий хозяйств. Все зависит от поставленной цели исследования тех или иных экономических показателей.
Предлагаемая система идентификации позволяет объединить исходные категории хозяйств и различные группы, до девяти вариантов на каждом уровне группировки. Если одновременно с этим в унифицированных формах проектов планов и формах статистической отчетности применять коды органов государственного управления, то создается стройная система однозначного обозначения всех экономических показателей по категориям хозяйств и ведомственной подчиненности.
То же можно сказать и по вопросу о принципах классификации земельных площадей и возделываемых сельскохозяйственных культур. К сожалению, здесь как в плановых, так и в статистических формах наблюдается большой разнобой не только в наименованиях и группировках, но и в понимании самих наименований. Например, термин "пашня" понимается по-разному. Да это и естественно. Есть площадь пашни с учетом личного подсобного хозяйства, есть пашня в обороте и прочие ее виды.
На рис. 4 приводится схема, которая может послужить основой для дальнейшей разработки данного вопроса в плане автоматизации планирования.
Думается, что при таком подходе не только значительно упростится алгоритмизация плановых задач и задач по обработке статистической информации. Проще будет проследить информационные связи плановых задач с данными статистической отчетности, а выходы, т.е. результаты решения одних задач или блоков, использовать в качестве входной информации для других задач. Будут созданы более реальные основы для взаимосвязи систем, что поможет органам планирования и управления принимать более правильные решения.
При постановке различных планово-экономических задач проектировщики системы сталкиваются с трудностями точной экономической идентификации показателей в соответствии с их вербальными наименованиями в разных формах плановых и статистических документов.
В настоящее время отсутствует единый формализованный язык содержательного описания технико-экономических показателей. Один и тот же показатель может иметь множество различных наименований. Например, "производство валовой продукции", "объем валовой продукции", "валовая продукция", "вся продукция" и т.д. Бывает и наоборот: одним и тем же именем нарекаются различные экономические показатели.
Не вдаваясь в разбор причин такого положения, заметим, что оно усложняет работу и создает реальные предпосылки для многих неточностей и ошибок.
В этих условиях точная интерпретация, сопоставление и анализ даже одноименных экономических показателей трудно осуществимы, тем более затруднено сопоставление показателей, отраженных в разноименных плановых и статистических документах. В результате — излишние затраты времени разработчиков и предпосылки для неверных научных обобщений и практических выводов о тенденциях и динамике развития производственных объектов, категорий хозяйств и регионов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.