В условиях господства общественной собственности на средства производства и планового ведения хозяйства не может быть и речи о какой бы то ни было анархии производства. Поэтому тем более недопустимо командование сверху. В целях пресечения подобных действий соответствующим законодательным актом следует установить, что дающее указание должностное лицо несет полную моральную, юридическую и материальную ответственность за результаты своих действий.
Нельзя пройти мимо и таких форм "вмешательства", как дача всевозможных теоретических и практически нигде не проверенных рекомендаций [37]. Их вред не только в научной односторонности и оторванности от практической жизни, но и в том, что они не ориентируют производственные ячейки на соответствующую субординальную ответственность за принимаемые управленческие решения.
Существует, однако, другая, действительно важная и сложная проблема: как в таких условиях согласовать практически различные хозяйственные интересы, преследуемые элементами низшей системы (заводы, фабрики, хозяйства), с одной стороны, с общегосударственными социально-экономическими интересами — с другой?
Выход один: [наличие соответствующей системы экономико-социальных норм и нормативов, т.е.'хорошо отлаженной системы самоокупаемости, ценообразования, кредитования, материально-технического обеспечения и материального поощрения работающих и пр. Нужна также четкая регламентация действий элементов систем управления. Посредством соответствующих норм и нормативов государство (высший уровень управления) в любое время сможет стимулировать производство и продажу тех или иных видов продукции соответствующего качества либо ограничивать те или другие негативные тенденции внутри элементов систем более низкого уровня.
Нельзя не сказать и о такой группе социально-экономических нормативных требований, как служебные инструкции, внутренние распорядки и положения о структурных подразделениях предприятий, хозяйств, учреждений, научных и проектных организаций. Четкость границ прав и обязанностей руководителей любого ранга и исполнителей является важной предпосылкой для квалифицированного управления производством и другими сторонами жизни общества, для высокой производительности общественного труда. Не будет преувеличением сказать, что добрая половина недостатков в хозяйственной жизни нашего общества порождена отсутствием четкости в определении служебных обязанностей (норм) и должного контроля за их выполнением. Вторая половина, очевидно, связана с отсутствием состязательности.
Последние два-три десятилетия в области управления производством и технологическими процессами, а также в планировании широко внедряются экономико-математические методы (ЭММ) управления.
Это предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к форме представления информации, в связи с чем возрастает необходимость формализации технико-экономических и других показателей. Любой показатель (как отмечалось выше) состоит как бы из двух частей: вербального наименования и содержательной характеристики. Поэтому при обработке информации возникает необходимость применения языковых средств.
Язык — средство общения людей. Но для успешного выполнения этой функции необходимо, чтобы и сам он был понятийно и структурно организован, т.е. имел свои правила построения. К таким правилам (нормам) относятся морфология, синтаксис, словарь, тезаурус и пр., что исключает появление разночтений (недоразумений) в пользовании языком. "Неунифицированное" применение понятий и терминов, как правило, приводит к рецидиву "Вавилонской башни", что тем более опасно в условиях применения технических средств, когда возможности "пояснения своей мысли" практически исключаются.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.