Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 33


"Поиск". "Если заменить культ вала культом чистой продукции, то мы не сможем добиться желаемых результатов. Поэтому фетишизация не только вала, но и любого другого экономического показателя... не может не оказать отрицательного влияния на состояние общественных и коллективных интересов"^, с. 232-233].

Итак, очевидно, что нормативные показатели вполне вписываются в принятую схему определения всех прочих показателей, а поэтому наравне с любой другой информацией могут применяться во всех системах управления.

2.2. ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НОРМ И НОРМАТИВОВ

К настоящему времени в области управления более или менее четко сложилась иерархическая структура автоматизации управления.

В республике это АСУ предприятий, объединений, министерств и, наконец, автоматизированная система плановых расчетов (АСПР) Госплана. Условиями функционирования любой АСУ является наличие, кроме объекта управления, технических средств и их управляющих систем, с одной стороны, и наличие необходимой информации (соответствующей целям развития системы) в совокупности с методами ее обработки — с другой.

Не будем касаться технических средств и их управляющих систем. Предположим, что проектировщики располагают всем данным арсеналом средств как по количеству, так и по качеству и это удовлетворяет требованиям создания системы.

Общеизвестна истина, что хороша та система, при помощи которой с минимумом однажды введенной в память ЭВМ и постоянно обновляемой информации можно получить как можно больше управленческих решений и рекомендаций. Такое утверждение тем более справедливо в отношении информационных систем.

В параграфе о классификации норм и нормативов указывалось, что деление информации по таким признакам, как плановая, нормативная и статистическая, не совсем оправданно. Но когда речь идет о технике хранения информации на машинных носителях исходя из требований алгоритмизации решений планово-экономических задач, то оказывается, что практически такое условное расчленение информации вполне оправданно. Зависит это от того, что названные виды информации


имеют свою специфическую форму представления в документах. Плановая информация, как правило, представлена унифицированными формами плановых документов, статистическая — в формах статотчетности, а нормативная — рассредоточена по большому количеству всевозможных форм, справочников и таблиц. В то же время перенесение информации с документов на магнитные носители связано не только с формой представления информации в документах, но и с системой ввода, хранения информации и управления ею, т.е. базами данных.

В принципе есть два подхода к хранению информации во внешней памяти ЭВМ: один — по признаку показателя, другой — по признаку документа. Указанные системы хранения называются соответственно: система "показатель" и система "документ'^ и каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Систему "документ" лучше всего применять тогда, когда документ унифицирован и стабилен по форме. Система "показатель" наиболее пригодна в том случае, когда показатели мало связаны с документом и могут быть представлены в разных по форме и содержанию документах. Поиск нужного показателя здесь происходит не по коду документа и координатам, а по коду показателя.

Практика показывает, что нормативная информация больше приспособлена к хранению по системе "показатель". Но если ее предварительно вручную сформировать в таблицы (матрицы), то она вполне "удобоварима" и для системы "документ".

Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения хранения нормативная информация ничем не отличается от других видов, в том числе и от экзогенной информации. К последней, например, относятся регистры предприятий и хозяйств, данные о народонаселении, инфраструктуре и другая подобная информация, не являющаяся объектом того или иного конкретного расчета (решения задачи).

В зависимости от уровня управления, территории или целей информационные системы чрезвычайно различны. В условиях АСУ предприятия главной информационной единицей являются кадры (люди), нормы выработки, нормы загрузки (использования) станков и оборудования, материальные и сырьевые запасы и т.д. На уровне АСУ министерства отпадает необходимость располагать информацией о производительности станков, но зато нужна информация о квартальной, годовой в отрасли (или по группе предприятий) фондоотдаче, капиталовложениях и т.д.