"огорчение" (формула-то какая!), но и не подумает возместить прямой ущерб и ущерб за неиспользованные покупателем возможности.
Особенно часто в этом смысле грешит служба быта. Срыв сроков выполнения заказов, некачественное их исполнение, даже порча сданных в чистку или стирку вещей не столь уж редкое явление. Пора ввести за все это самые жесткие санкции. Только установив равноправие партнеров по сделке, можно добиться общего улучшения работы. Очевидно, что в области экономического и социального нормирования нужен не менее жесткий контроль, чем в юриспруденции. Должна быть четко определена ответственность сторон в случае нарушения ими нормативных требований.
Теперь с введением государственной приемки готовой продукции, а также принципов самофинансирования предприятий положение дел должно измениться решительным образом в лучшую сторону.
В контексте рассмотрения вопросов соблюдения требований норм и нормативов следует отметить и то, что в нормировании, как и в других сферах человеческой деятельности, нельзя опережать события, забегать вперед и директивно устанавливать нормы (правила), к выполнению которых общество объективно не подготовлено. Например, несмотря на ряд принятых практических мер, мы не добились того, чтобы все молодые люди, оканчивающие восьмилетнюю школу, продолжали свое образование. Причин тому много: негативные условия в семье, желание многих юношей и девушек скорее пойти работать и пр.
Вместе с тем директивную норму надо выполнять: все учащиеся средних учебных заведений должны получить аттестат зрелости или диплом. Появился план. Учащиеся стали объектом выполнения плана. И как следствие — ситуация:
^"тройку" пишем, "два" в уме»1 стала не исключением, а почти системой. Снизился уровень требований, способным ученикам стало скучно на уроках. Отсутствие тренировки мозга превращает их в посредственности. Естественно, что в этих условиях студентами высших "учебных заведений становятся также и относительно менее способные и слабо подготовленные абитуриенты. Порочная практика "вытягивания" перекочевала и в вузовские аудитории.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров ССР "О
Правда.—1982.—22 авг.
мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве" указано: "Осудить практику снижения требований к уровню знаний абитуриентов ради выполнения установленных заданий приема при малом конкурсе поступающих" 1.
В условиях научно-технического прогресса обществу нужны высокообразованные рабочие — истина непреложная, как и то, что в этом отношении мы еще далеки от оптимума. В то же время не является ли своеобразным порогом престижности труда для имеющих среднее образование тот факт, что более трети работ в промышленности и двух третей — в сельском хозяйстве выполняются вручную? Нынешнее производство не может обеспечить всех образованных молодых людей работой, соответствующей их способностям и запросам. Норма обязательности среднего образования еще больше усугубила дефицит рабочей силы. Три-четыре года дополнительного обучения юношей и девушек, которые все равно пойдут работать на производство, — непозволительная роскошь не только в смысле прямых затрат на обучение, но и потому, что, во-первых, недостаток рабочей силы порождает расхлябанность (по "теории" незаменимости), а, во-вторых, приучить человека к труду (особенно физическому) в возрасте 17—18 лет неизмеримо труднее, чем в 13—15 лет. Учась в средней школе кое-как, молодые люди имели достаточно времени, чтобы привыкнуть к пустому времяпровождению (танцплощадка, кафе, ресторан и пр.).
Но много ли теряет общество, социалистическое производство в частности, от того, что большинство дворников, лифтеров, гардеробщиков, вахтеров, сторожей и представителей некоторых других профессий на сегодня не имеют полного среднего образования? Очевидно — не очень много. Конечно, с точки зрения формирования личности многие из представителей названных профессий были бы не прочь иметь диплом даже о высшем образовании. Но по роду своей работы, по выполняемым функциям эти работники могут пока что обойтись и неполным средним образованием.
Отсюда, однако, не следует, что общество не должно стремиться к тому, чтобы граждане получили полное среднее и высшеее образование. Но для этого необходимо решить проблему создания условий и стимулов для повышения уровня об-
Правда,—1987.—29 янв.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.