Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 52


Директивные органы не раз обращали внимание на необходимость резкого сокращения объемов незавершенного строительства. Сейчас главная цель не только строительство новых производственных объектов, но и завершение начатых и реконструкция существующих, модернизация оборудования, совершенствование технологии, научная организация производства и другие мероприятия, соответствующие требованиям НТР.

Новая стройка—несомненно признак (символ) развития народного хозяйства, но только признак, а не самое развитие. Развитие обеспечивается применением новейших технических средств и наличием соответствующего числа квалифицированной рабочей силы. Этот баланс нарушать нельзя.

В области инвестиционной политики нужен жесткий контроль за соблюдением требований как научно аргументированных норм и нормативов, так и соответствующих нормативных актов вообще.

Территория многих строек накануне сдачи сооружения в эксплуатацию выглядит весьма странно. Во всю мощь работают бульдозеры, закапывающие в землю оставшиеся железобетонные конструкции, трубы, кабель, стекло, теплоизоляционные материалы и т.д., и т.п. Нередко фактические затраты на стройку значительно превышают сметную (нормативную) стоимость.

А вот еще один пример, который журналисты именуют "рецидивом Плюшкина". Некоторые руководители и работники снабжения под флагом борьбы за хозяйственные успехи своего предприятия, вопреки существующим инструкциям и нормативам, регулирующим размеры всевозможных резервов, стараются, что называется, запастись на годы и десятилетия1. Какова же "обратная сторона медали" такого накопительства? Своими действиями такие руководители изымают из народнохозяйственного оборота сырье, материалы, машины, механизмы, детали и прочее, создают дефицит, дезорганизуют хозяйственный механизм, наносят огромный материальный ущерб.

Сознание "хозяина своей страны" у политически недостаточно зрелых и экономически слабо образованных людей порождает фривольное и даже небрежное отношение к соблюдению требований норм и нормативов.

См.: Кучеренко А. Из фондов Плюшкина// Правда.—1982.— 13 июля.


Опыт работы ГАИ по контролю соблюдения норм поведения автомобилистов на дорогах (правил дорожного движения) свидетельствует об эффективности системно организованного контроля. Движение самолетов, поездов, теплоходов, автобусов довольно успешно регулируют диспетчерские службы и тем самым обеспечивают соблюдение установленного расписания (графика) движения транспортных средств.

Сложнее обстоит дело с соблюдением установленного порядка работы небольших магазинов, киосков, палаток, ателье, мастерских и иных подобных объектов сервиса. Здесь впору сослаться на "Крокодил", который нередко приводит "образцы" соблюдения требований режима работы: "Ушла на минутку", "Буду через час", "Ушел за товаром", "Я на пятиминутке" и тд. Подобные "безразмерные" объявления несут только одну информационную нагрузку: "закрыто", и не больше.

Ущерб от аварии, возникшей в результате нарушения правил дорожного движения, легко подсчитывается, а вот ущерб от того, что граждане часами тратят время на поиски и ожидание нужных им служащих и работников соответствующих служб, подсчитать почти невозможно.

Каждое вышестоящее ведомство в принципе контролирует работу подчиненных ему служб, а названные выше отклонения от нормы не вызывают острой реакции, поскольку в целом организация неплохо справляется со своими задачами.

Складывается парадоксальная ситуация: система работает как будто нормально, в то же время частные отклонения от норм наносят народному хозяйству огромный косвенный ущерб, заключающийся в трате не только личного, но и рабочего времени.

Коммунистическая партия и Советское правительство одной из главных своих целей ставят подъем экономики страны и рост материального благосостояния и культурного уровня народа. И это должно претворяться в повседневной практической работе, т.е. там, где удовлетворяются будничные социально-бытовые запросы людей. Здесь-то как раз нередко и происходит разрыв цепочки стратегии и тактики и лозунг "все - во имя человека, все — для блага человека" начинает трактоваться лишь как перспектива.

Несмотря на наличие комплексных программ контроля качества, продукция низкого качества и даже брак еще пробивается на прилавки магазинов. Купив такой товар, покупатель обрекает себя на многие мытарства. Иногда проходят недели, месяцы и годы, пока вопрос улаживается. А что же производитель? С него "как с гуся вода". В лучшем случае извинится за