Очень часто нормы и нормативы находятся на стыке двух-трех сфер или отраслей, направлений или временных характеристик. Так, норма репродуктивности семей, с одной стороны, относится к чисто физиологической области, а с другой — к области социальной. При этом если с точки зрения физиологической такая норма практически не является ни лимитирующим, ни целевым фактором, то с точки зрения социальной (социально-психологической, нравственной) совершенно правомерно говорить как о фактическом (далеко не благополучном с точки зрения воспроизводства рабочей силы), так и плановом (целевом) нормативном показателе репродуктивности.
К физиологическим нормам следует отнести такие относительные показатели, которые характеризуют физическое обновление общества, способность человека (а также некоторых животных, например, рабочего скота) к выполнению определенного объема физической работы за определенный отрезок времени. Границей (средней) при нормировании немеханизированного труда выступает возможность живого организма превращать химическую энергию в механическую посредством мускулатуры и рычажной системы скелета.
К физиологическим нормам относятся нормы питания и кормления, нормы самок на одного производителя в зависимости от задач воспроизводства, вида животных, возраста и особенностей содержания, кормления и др.
Большую группу физиологических норм составляют нормы спортивных достижений (результатов). История спортивных результатов — яркое свидетельство огромных потенциальных возможностей человеческого организма.
Рассмотрим еще один аспект вычленения нормативных показателей из всей массы норм и нормативов. Речь идет о так называемых семейно-престижных или социально-психологических нормах. К данной группе можно отнести уровень рождаемости и смертности, норму детей на семью, норму посещения зрелищных предприятий, норму механизации быта семьи и др. Эти нормы не устанавливаются законом или инструкциями, но очень строго учитываются в планировании. Они, как бы "паразитируя" на культурно-экономическом и физиологическом состоянии общества, на его нормах морали и нравственности, создают некий "порог", уровень престижности, т.е. критерий поступков. Не считаться с этими нормами нельзя, так как отсюда тянется цепочка планирования капитальных вложений в развитие сети детских учреждений, школ, зрелищных объектов, торговых предприятий и т.д.
"При определенных условиях реализуется... такая цепь прямых связей: общественно-экономический строй определяет неуклонный рост культурно-образовательного уровня населения, последний в свою очередь способствует формированию норм (выделено мной — В.Н.) малодетной семьи..." [15, с. 26].
В научных и периодических изданиях встречается деление норм и нормативов на опытно-статистические, рациональные, технико-экономические, прогрессивные, научно обоснованные и пр. В этих группировках отражаются различные принципы деления норм и нормативов не по их содержанию, т.е. качеству, а по методам (технологии) их расчета и формирования.
Опытно-статистические нормы и нормативы отражают тот уровень значений относительных показателей, который достигнут общественной производственной практикой и под силу "среднему субъекту". Термин "рациональные нормативы" можно истолковывать как обозначение таких значений нормативов, которые, удовлетворяя в основном каким-то требованиям, в то же время рациональны (скромны) с точки зрения использования (затрат) ресурсов. Рациональные нормативы — это как бы соединительное звено между целевым максимумом и опытно-статистическим минимумом.
Технико-экономические нормативы представляют собой нормативы, которые рассчитываются на базе проектно-техно-логической документации. Указанные нормативы по значениям отличаются от опытно-статистических тем, что в определенной мере учитывают научно-технический прогресс в той сфере, к которой они относятся.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.