Иногда считают, что к формальной характеристике не относится единица измерения, но зато по ней (формальной характеристике) показатели делятся на абсолютные и относительные. Здесь явная неточность. Принадлежность показателя к классу абсолютных или относительных определяется в первую очередь единицей измерения, и она, следовательно, должна включаться в формальную характеристику.
Кроме названных четырех элементов показателя, существует еще одна группа элементов — дополнительные признаки. К ним относятся:
— время (момент, период);
— место нахождения или перемещения.
Могут быть и другие составные элементы дополнительных признаков, которые логично обозначать аспектами показателя.
Все элементы показателя представлены в форме 1.
В чем смысл столь непривычной формы записи показателя?
Такая запись позволяет все элементы показателя формализовать, т.е. выразить цифровым кодом и тем самым создать условия для машинной обработки информации.
Отсутствие ясности и четкости в формулировке нормативных показателей, а также единиц измерения приводит к путанице, ненужному удлинению семантической формулировки (вербального наименования) технико-экономических показателей. Например, вместо того чтобы записать: "Надой молока от коровы", встречаются записи типа: "Среднегодовой надой молока от одной коровы". Или вместо "Приплод телят — шт/100 коров" пишут: "Выход приплода телят на 100 маток — шт.".
Экономисты, статистики, счетные работники в своей повседневной практической работе постоянно заняты манипуля
циями над показателями. Значения абсолютных показателей суммируются, вычитаются, делятся и умножаются ими без особых затруднений. Несколько труднее идет расчет средневзвешенных значений показателей, но и тут в принципе все просто.
Иначе обстоит дело, когда счетный работник сталкивается с относительными показателями. Здесь, как например при расчете добытого угля и произведенного мяса на душу населения, приходится пользоваться более сложными, а подчас совершенно непривычными единицами измерения.
Плановые показатели по форме относятся к группе абсолютных показателей. Вероятно, этот факт и явился одной из причин некоторой неточности в классификации информации.
Очень часто встречается деление информации на отчетную, плановую и нормативную. Рассмотрим, в какой степени такое деление информации правомерно.
Когда речь идет о нормах и нормативах, на основе которых рассчитан тот или иной абсолютный плановый показатель, это оправданно. Если, например, подсчитано, что с учетом утвержденных нормативов республике (области) требуется "X" тракторов и "У" грузовых автомобилей, то здесь по форме (а не по содержанию) можно выделить: во-первых, нормативный показатель (например, шт. техники на га площади земли) и, во-вторых, плановый — потребность в технике в абсолютном числовом вьфажении.
Теоретически деление информации на плановую и нормативную мало оправданно и говорит лишь о нечеткости деления содержания и функций информации. Плановые показатели (в большей или меньшей мере это зависит от методики планирования и наличия нужных нормативов) рассчитываются на основе плановых нормативов, и, следовательно, одни (нормативы) являются исходными, а другие (абсолютные плановые показатели) — производными, результирующими. И те и другие — плановые показатели, т.е. на основе плановых нормативов рассчитываются значения других плановых показателей.
Точно с такой же меркой следует подходить и к отчетно-статистической информации, т.е. к показателям достигнутого уровня развития экономики, культуры, науки и т.д. Например, в школах региона обучается 110 тысяч учеников и работает 10 тысяч преподавателей. Следовательно, фактический относительный показатель количества учащихся на одного преподавателя составляет 11 учеников. Допустим, что плановая научно обоснованная норма — 10 учеников. Отсюда вытекает возможность сравнения и анализа обеспеченности данного ре-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.