Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 13

"Экономические нормы и нормативы... отражают объективные экономические законы, на основе которых строится народнохозяйственное планирование, и играют решающую роль в обеспечении сбалансированности государственных планов" [35,с. 9].

Нормативные показатели могут подразделяться по срокам функционирования. Одни, особенно физические, могут действовать очень долго, другие же меняют свои значения в пределах короткого отрезка времени и называются текущими. Такое деление нормативных показателей несколько условно. От того, что считать коротким сроком (пятилетку, год, квартал, месяц), зависит и отнесение норм и нормативов к долгосрочным или краткосрочным. Как правило, к нормативным показателям длительного пользования относятся прежде всего справочные нормы и нормативы.

V С точки зрения событийности нормы и нормативы делятся на фактические и планово-прогнозные] Фактические (отчетно-статистические) нормативы рисуют довольно полную картину фактического положения вещей. Они отражают общественную практику (уровень) реализации достижений науки и техники, умение управлять общественным производством и всеми другими сферами жизни общества. Отчетно-статистические нормы и нормативы, сформированные на основе абсолютных статистических данных, представляют собой исключительно богатый аналитический материал, позволяющий раскрывать и оценивать те или иные тенденции и закономерности общественного развития, а также использования природных ресурсов, физических явлений и пр.

Только те отчетно-статистические данные, которые являются относительными показателями, можно назвать нормативными (так как они выступают в качестве базы для сравнения с планово-прогнозными нормативами). Все остальные отчетно-статистические данные (абсолютные показатели) есть информация для фиксации положения (состояния) объекта или

процесса.

Плановые и прогнозные нормативы различаются между собой только сроками и степенью детализации. И те и другие являются критериями для достижения определенных экономических, социальных и других целей. Поэтому правильно данные нормативы отнести к одной общей группе.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что согласно этому принципу деления планово-прогнозные нормативы всегда выступают в качестве данных для сравнения во времени фактических, т.е. отчетно-статистических, данных с нормативами цели, вернее, для сравнения намеченной цели с достигнутым. А это является исходной позицией общественного управления вообще и планирования в частности.

К директивным относятся числовые значения экономико-социальных норм и нормативов, утвержденных соответствующим государственным, хозяйственным или общественным органом, а также нормы, изложенные в виде статей закона, положений, правил или инструкций и утвержденные в соответствующих инстанциях (государственных, общественных, научных, хозяйственных и т.п.). Они обязательны.

Рекомендательные нормы и нормативы отличаются от директивных тем, что, во-первых, может не быть твердых и четких научно обоснованных подтверждений по их рекомендуемым значениям, во-вторых, нарушение требований рекомендательных норм может не грозить системе разрушением или серьезными нарушениями, а лишь создаст некоторые дополнительные исполнительские неудобства или потребует излишней траты сил, средств, времени. Вместе с тем очень часто рекомендательный характер норм и нормативов зависит исключительно от степени познания объекта, а следовательно, и здесь нарушения могут привести к весьма негативным последствиям.

Справочные нормы и нормативы формально не имеют обязательной юридической силы, но зато жестки с точки зрения своего содержательно-функционального влияния, так как в основном относятся к роду физических. Можно, конечно, пренебречь, например, значениями норм содержания кормовых единиц в отдельных видах кормов или калорийностью питательных веществ, но совершенно очевидно, что такая вольность поставит под угрозу функционирование той системы (например, животного или человека), в отношении которой такая вольность будет допущена.