Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 17

При необходимости быстрого достижения целей, поставленных Продовольственной программой, решение проблемы цен имеет первостепенное значение. В экономике, как, пожалуй, ни в одной другой сфере человеческой деятельности, расстройство механизма норм и нормативов (в частности цен) приводит к серьезным отрицательным последствиям. И хотя последствия в экономике не столь моторны и резко выражены, как в случае нарушения физико-химических и других природных норм, все же они не менее губительно сказываются на функционировании общественного организма в целом. Более того, применение необоснованных цен влияет сразу на всю общественную жизнь.

Здесь уместно заметить, что экономические законы — это постигнутые и сформулированные людьми нормативные требования. Диалектика взаимосвязей тут весьма сложная. Экономические законы, как и законы природы, объективны и действуют независимо от воли людей. В то же время люди поступают сознательно. Если степень понимания людьми существа объективных закономерностей достаточно высока, а отношение к их требованиям уважительное, то принимаемые волевые нормативные акты (указы, постановления, приказы, и т.п.) создают благоприятные условия для полнокровной "работы" экономических законов. В противном случае экономический механизм разлаживается, ставящиеся цели не достигаются или достигаются при дополнительных усилиях и затратах ресурсов.

Никто (или почти никто) из советских экономистов не отрицает действия закона стоимости. И тем не менее механизм установления цен как главного экономического норматива, при посредстве которого "работает" закон стоимости, недостаточно разработан.

Некоторое время наблюдался процесс падения покупательной способности рубля. Косвенным подтверждением тому может служить тот факт, что за 15 лет (1965—1980) объем сельскохозяйственного производства вырос на 2,5%, что при росте сельского населения в 1% составляет 1,7%. В то же время денежные доходы возросли на 4% на человека. Да и в целом по народному хозяйству темпы роста заработной платы опережали темпы роста производительности труда. В новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза, утвержденной XXVII съездом КПСС, говорится: "Следует совершенствовать ценообразование, с тем чтобы цены точнее отражали уровень общественно необходимых затрат, а также качество продукции и услуг, активнее стимулировали научно-технический прогресс, ресурсосбережение, улучшение технико-экономических и потребительских свойств изделий, внедрение всего нового, передового, способствовали усилению режима экономии" [8, с. 149].

М.С. Горбачев в Политическом докладе XXVII съезду партии отмечал: "Предстоит осуществить планомерную перестройку системы цен как единого целого в интересах налаживания действенного хозяйственного расчета"^, с. 35].

Ясно также, что система государственных дотаций и организация убыточных производств должны быть временными явлениями, так как это противоречит требованиям экономических законов социализма. Не способствует экономическому развитию также и система всяческих показателей: "распределение", "выделение", "лимитирование" и тому подобное. Это не поднимает стимулирующую силу рубля. Влияние потребителя на производителя становится чисто символическим, что, в свою очередь, ведет к сдерживанию научно-технического прогресса, снижению качества продукции, неэффективному использованию ресурсов.

Социальные нормы и нормативы должны, во-первых, базироваться на экономических достижениях общества, в противном случае это будут не нормы, а прожекты, и, во-вторых, учитывать личностную структуру общества, специфику национальной культуры и быта народа, географические и другие факторы.

Государственное планирование социального развития общества — мероприятие довольно новое. Началось оно лишь с десятой пятилетки, но уже сейчас занимает исключительно важное место во всей системе народнохозяйственного планирования.