Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 59


ветственности и бесхозяйственности. Значит, завод умышленно держит лишнее количество людей, искусственно завышает оплату их труда и тем самым создает дефицит рабочей силы.

Спорными являются и теории, которые под флагом индустриализации сельскохозяйственного производства пытаются идентифицировать сельское хозяйство с промышленностью. В таких случаях ссылаются на опыт работы птицефабрик, откормочных пунктов и мясных комплексов. Ссылки эти не выдерживают критики: ведь корма, используемые в указанных комплексах, производятся на земле, а иллюзия "индустрии" рождается от того, что земля, дающая корма, географически отдельно расположена и зрительно не воспринимается. "Индустриализированными" оказываются не производство яиц или мяса, а отдельные технологические процессы. И только!

Земля — специфическое средство производства, и до тех пор, пока человечество не научится животные белки производить в цехах заводов, земля останется основным источником пищи людей. Но земля находится не под крышей, а под открытым небом. И все растущее на ней подчинено биологическим, а не техническим законам развития. Речь может идти лишь о применении оптимальной агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.

В свете постановки вопроса о нормативном методе планирования следует остановиться и на некоторых частностях практической реализации нормативного метода на уровне республиканских плановых органов.

Весь проект годового плана по разделу "Сельское хозяйство", например, включает в себя десятки унифицированных плановых форм и почти столько же приложений к ним.

Анализ показателей, содержащихся в плановых формах и приложениях, показывает, что все они могут быть отнесены к двум большим группам, а именно: к базовым и производным. Количество базовых показателей по подсистеме составляет примерно одну треть, а две трети - производные показатели.

Производные показатели, в свою очередь, составляют две подгруппы, одна из которых рассчитывается путем простых арифметических (математических) действий над базовыми показателями, другая — при помощи норм и нормативов.

Отсюда следуют весьма важные практические выводы.

1. Если наряду с базовыми показателями располагать соответствующими научно обоснованными нормативными данными, то, разработав необходимые алгоритмы и программы для расчета на ЭВМ, можно получить все нужные значения производных плановых показателей.


2. Каждый показатель рассчитывается только один раз и имеет, следовательно, одно и то же значение в любой плановой форме (в которой он должен присутствовать).

В таком подходе к расчету плановых показателей есть и еще один резон, а именно: при наличии современных электронных вычислительных средств и технических носителей информации в виде оперативной и внешней памяти ЭВМ можно очень четко учесть все взаимосвязанные и взаимозависимые плановые показатели в различных разделах плана, что исключит неувязки и ошибки, возникающие при ручном ненормативном расчете значений плановых показателей.

Очевидно, что^ нормативный метод планирования может быть эффективно реализован лишь в том случае, если основным звеном процесса планирования станет режим пятилетнего и перспективного планирования. Дело в том, что нормативная информация становится тем достовернее, чем она более агрегирована, т.е. чем ближе находится к вершине управленческой пирамиды, а следовательно, чем более обобщенно охватывает и отражает экономические явления. Закономерности не проявляются сразу и непосредственно. Только по истечении ряда лет (7—10 и более) можно сколько-нибудь точно выявить какую-то закономерность экономического развития и определить влияние на производство тех или иных управляющих мер и мероприятий.'Это первое, что надо иметь в виду, разрабатывая методику планирования по нормативам.

Второй не менее важной посылкой является то, что при пятилетнем и перспективном планировании должна применяться, во-первых, урезанная номенклатура экономических показателей, а во-вторых, каждый плановый показатель должен иметь своего "контрагента", т.е. соответствующий агрегированный и модифицированный по срокам планирования и вариантам норматив. Например, при годовом планировании на низовом (районном или хозяйственном) уровне потребность в тракторах или нормах планируется по маркам машин, видам кормов и т.д. На уровне республики и пятилетнем режиме тракторы можно считать в условных эталонных, корма — в кормовых единицах.

Поскольку расчет проекта плана осуществляется на ЭВМ, может применяться усовершенствованная система агрегированных единиц измерения значений плановых и нормативных показателей, таких, как упоминавшиеся кормовые единицы, эталонные тракторы, балло-гектары, 100%-ное содержание питательных веществ, тонн вяжущих веществ на 1 млн руб. ка-

ПИТПТП,НМУ ttnf1Wt>WMU Ч Т ТТ