вольно присвоенными кодами минимальной значности. Для выхода на другие системы, в том числе и на системы других уровней и территорий, следует пользоваться таблицами идентификации кодов по тому кругу показателей, который относится к взаимно корреспондирующим системам.
В общей системе информационного обеспечения автоматизированных плановых расчетов нормативная информация занимает особое место. По удельному весу нормы и нормативы стоят рядом со статистической информацией. Будучи ограничительными условиями, нормы и нормативы ставят разработчика задачи и работника планового органа в жесткие рамки определенных требований. Применение в расчетах единых по содержанию и величине нормативных данных создает (наряду с единой методикой) основу для реализации взаимодействия различных систем управления и планирования.
Вместе с тем хранение нормативных данных, разработанных в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, возможность их постоянной актуализации и широкого использования на разных уровнях планирования и управления немыслимы без создания автоматизированной системы нормативов.
Нормы и нормативы, как и все прочие дискретно фиксированные значения показателей, имеют положительное влияние на развитие общества, но требуют качественно нового решения вопросов управления. Дело в том, что какие бы совершенные и прогрессивные методы разработки, расчета и формирования нормативов ни применялись, жизнь, практика, реальность всегда сложнее и подвижнее. Отсюда следует вывод о необходимости постоянной работы над совершенствованием как самой системы разработки нормативов, так и методов актуализации значений нормативных показателей. Только в таком случае нормативная информация будет четко выполнять свою роль средства (материала), помогающего решать задачи и принимать более обоснованные управленческие решения.
Именно этим и объясняется тот факт, что сегодня во весь рост встал вопрос создания автоматизированных информационных систем и в первую очередь систем нормативов.
Независимо от отрасли (сферы) обслуживания автоматизированная система нормативов (АСН) предполагает выполнение ряда принципиальных функций.
Во-первых, организация разработки и формирования значений самих нормативных показателей. Независимо от применяемой методики на выходе должны быть научно аргументированные, соответствующие условиям и передовой
производственной практике нормативы. АСН есть человеко-машинная система, следовательно, подготовка "строительного материала", т.е. информации, — дело рук человека.
Во-вторых, АСН только тогда сможет выполнить свои функции источника информации, если запись, хранение, обновление и выдача информации будут системно организованы. Не суть важно, представлена ли первичная (исходная) нормативная информация для АСН документом или магнитным носителем, важно, что она (АСН) постоянно пульсирующий (работающий) организм, удовлетворяющий требованиям органов управления. Как показал опыт, этим требованиям соответствует форма автоматизированного банка данных (АБД), управляемого определенной технико-математической схемой.
В-третьих, АСН должна "уметь" не только выдавать введенную в АБД информацию, но и манипулировать ею в соответствии с принятым математическим обеспечением, согласованным с требованиями заказчика (пользователя) системы. Напомним: АСН есть автоматизированная система, а отсюда следует, что именно человек задает как форму организации, так и условия обработки и выдачи нормативной информации. Здесь важно учитывать другое, самое существенное. Эта человеко-машинная (точнее, электронно-машинная) система по воле человека выполняет функции (процедуры), которые не под силу человеку, не вооруженному техникой. Но в то же время надо помнить, что на сегодня ЭВМ не способна конкурировать с человеческим разумом, потому что мотивы поступков человека рождаются не только под влиянием среды и условий, но и под влиянием вида и характера поведения других людей.
После этих общетеоретических рассуждений попробуем на примере нормативов для планирования развития сельского хозяйства подробнее рассмотреть организационную и функциональную структуры АСН, ее место в общей системе управления и автоматизированной системе плановых расчетов.
Уже отмечалось, что большинство относительных показателей в системе народнохозяйственного планирования могут принимать значения планово-нормативных или отчетно-статистических. Отсюда следует, что, будь то элемент подсистемы, подсистема или система, нормы и нормативы могут быть представлены только как совокупность (множество), формирующая информационно-обеспечивающую систему. Поэтому задачи, решаемые в данной системе, могут быть отнесены не к классу непосредственно планово-экономических задач, а к
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.