С точки зрения нормативной информации существенно другое. Во всех звеньях управления и планирования должны применяться единые (одинаковые) по значениям (если они не агрегированы) или по методике агрегации нормы и нормативы. Только соблюдение данного принципа может обеспечить совместимость планов министерств, ведомств, госпланов республик и Госплана СССР. Ведомственный разнобой в значениях нормативных показателей не только приводит к серьезным осложнениям в процессе согласования проектов планов, но и в принципе лишает возможности создания системы нормативной информации.
В экономической литературе можно встретить деление АСУ по степени их развития на три группы ["65] : информационно-справочные, информационно-советующие и информационно-управляющие системы. Вряд ли правомерно информационно-справочную систему вообще считать АСУ. Система, которая не ставит никакой цели, кроме познавательной (информационной) , очень условно может быть отнесена к системе управления1. Ведь информация есть проявление "жизни" социально-экономического организма. Управление же предполагает управление не проявлением, а сущностью, содержанием объекта.
В этом смысле правильнее было бы считать информационно-справочные системы обеспечивающими системами, т.е. составными частями, элементами АСУ.
Информационно-справочные системы — это основа взаимосвязи различных систем планирования и собственно управления при условии, что в наличии будет общность спецификации экономических показателей, единство форм их представления и записи на магнитные носители, единство подходов к разработке информационных языков, классификации, кодирования и т.д.
Рассчитать значения показателей проекта плана отрасли народного хозяйства при любом горизонте и режиме планирования означает, базируясь на данных предшествующего состояния экономического объекта и учитывая многообразные ограничивающие и возмущающие факторы, дать наиболее точный прогноз на будущее.
Для успешного выполнения такой задачи надо располагать экономико-математической моделью объекта (системы), современными вычислительными средствами и информацией
Здесь мы не говорим о системе обучения, где познавательный момент является главным.
(конкретными данными), на основе которой реализуется заданный функционал.
Подробнее рассмотрим вопросы, связанные с информацией, являющейся содержательной основой любой экономико-математической модели. Информация, используемая в плановых расчетах, разнообразна. Здесь и статистические ряды, оперативная информация, различные параметрические и другие экзогенные данные, а также нормативная информация. Проблемой номер один является классификация и кодирование. Однозначная идентификация показателей, используемых в экономико-социальных и других расчетах, предполагает присвоение им определенных кодов.
С этой целью компетентными органами управления и научными учреждениями предпринята попытка разработать целую систему общесоюзных и локальных классификаторов. К ним относятся: классификатор продукции (ОКП), классификатор технико-экономических показателей (ОКТЭП), система обозначения органов государственного управления (СООГУ), система обозначения единиц измерения (СОЕЙ), а также классификаторы отраслей, работ и услуг и др. (всего более 25).
Главная цель создания классификаторов — обеспечение условий взаимосвязи и взаимодействия систем на разных уровнях управления. Несмотря на различия методов создания (разработки) классификаторов, их авторам не удалось избежать большой значности кодов. Естественно, что при большой значности кодов оперативное использование их снижается.
Дело в том, что дальнейшее увеличение размеров компьютеров, централизация информации (создание всеобъемлющих банков данных), как показывает практика, переходит ту черту оптимальности, за которой выгоды от применения громоздких информационных систем не компенсируют капитальные и эксплуатационные затраты. Очевидно, что дальнейшее внедрение ЭВТ в управление пойдет по линии все более широкого применения миниЭВМ с видеотерминальными устройствами. И скоро малогабаритные, дешевые компьютеры станут такими же привычными, как и пишущие машинки.
Это значит, что все многозначные коды идентификации показателей в ближайшее время могут превратиться в "хвост", который не позволит оперативно и с большим эффектом использовать современную технику.
Выход, вероятно, находится где-то посередине, т.е. в том, что во всех "местных" расчетах и решениях управленческих задач надо пользоваться элементарными списками, т.е. произ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.