Провести грань между прогрессивными и научно обоснованными нормами и нормативами практически невозможно, так как здесь отличия чисто семантические. Если нормы научно обоснованные, то, естественно, они и прогрессивные. Важно только, чтобы они не устарели. Но надо иметь в виду еще один существенный нюанс. Научно обоснованные нормативы разными людьми понимаются по-разному. Одни подразумевают соответствие нормативов новейшим достижениям науки и техники, другие — применение новейших методов расчета значений нормативных показателей, т.е. расчет норм и нормативов на базе современных экономико-математических моделей и с применением ЭВТ. Как в том, так и в другом случае содержится определенная неточность. В первом — ошибки вычислений, во втором — ошибки исходных позиций, т.е. информации. Очевидно, что нормы и нормативы, соответствующие достижениям науки в конкретной области знаний и рассчитанные с использованием новейших средств и методов, следовало бы именовать научно аргументированными нормами и нормативами.
Говоря о месте и роли нормативов и норм в жизни общественного организма, нельзя не коснуться социалистического соревнования, тем более, что оно как форма состязательности масс страдает многими недостатками и в первую очередь формализмом. Главная причина того — отсутствие четкой, научно аргументированной системы сравнительных показателей и их оценочных коэффициентов, без которых немыслимо формализованное подведение итогов, т.е. сравнение результатов труда соревнующихся коллективов. Сказывается также нежелание некоторых руководителей общественных организаций "заниматься арифметикой", считающих, что проще и менее хлопотно решить этот вопрос на соответствующем заседании или собрании методом простого голосования.
В.И. Ленин неоднократно касался вопросов соревнования. Он писал: "На очередь дня становятся в особенности меры повышения трудовой дисциплины и производительности труда. Шаги, начатые уже в этом направлении... должны быть изо всех сил поддержаны... Сюда относится также организация соревнования между отдельными производительными и потребительными коммунами, — отбор организаторов и т.п." [6,с. 284].
Под организацией соревнования Ленин понимал прежде всего отчетность. Вот что, между прочим, писал Владимир Ильич в Народный комиссариат просвещения в феврале 1919 года.
"Правильная постановка отчетности... должна служить трем целям:
1) правдивое и полное ознакомление как Советской власти, так и всех граждан о том, что делается;
2) привлечение к работе самого населения;
3) вызов соревнования библиотечных работников" и, с. 47 41.
Итак, в правильной постановке отчетности и сравнении результатов труда видел Ленин смысл и содержание соревнования.
Несколько слов следует сказать и о нормах, относящихся к области искусства, эстетики, гармонии. Ярким примером своеобразной гармонии (нормы) является сам человек. Строгость и рациональность форм, пропорциональность элементов (органов) человеческого тела, изящество и грациозность движений — вершина совершенства творения природы. Немецкий просветитель XVIII века Иоганн Гер дер писал: "В хаосе вещей, какие представили человеку его органы чувств, человек упорно искал и нашел единство и разумение, законы порядка и красоты. И человек подслушал движения самых тайных сил... он все проследил: и движение, и число, и меру, и жизнь, и даже самое бытие — все, что только видел на небе и земле" .
А вот другой пример природной гармонии. Гармоническое деление отрезка, при котором большая часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью, т.е. а : х = х : (а - х). Такое деление называется "золотым сечением". Нарушение этой нормы в зодчестве ведет к созданию эстетически отталкивающих объектов. Они утрачивают одну из главных своих функций — наслаждать глаз, вызывать положительные эмоции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.